Там чудеса, там «Лукоморье»

Часы «Лукоморье». Фрагмент. Фото: Konstantin Chaykin
Часы «Лукоморье». Фрагмент.
Фото: Konstantin Chaykin
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Произведение часового и ювелирного искусства от российских мастеров Константина Чайкина и Ильгиза Фазулзянова

Два века назад Александр Пушкин написал короткое вступление к поэме «Руслан и Людмила» — с тех пор зеленый дуб, ученый кот, русалка на ветвях и другие фольклорные образы загадочного лукоморья прочно вошли в русскую культуру. Гений часовых механизмов и владелец собственной мануфактуры Константин Чайкин вместе с искусным художником-ювелиром и основателем бренда Ilgiz F. Ильгизом Фазулзяновым, вдохновившись строчками великого поэта, создали уникальные настольные часы высотой почти 50 см, назвав их в честь таинственного морского берега.

Как ни странно, сказочная тема — одна из самых сложных в ювелирно-часовом искусстве, ведь одновременно воплотить дух русских сказок и создать изящное и технически точное произведение, при этом не превратив его в лубочную поделку, удается далеко не каждому. Для двух творцов такие трудности стали настоящим вызовом — тончайшая работа над часами «Лукоморье» заняла целых пять лет.

Константин Чайкин за работой над механизмом. Фото: Konstantin Chaykin
Константин Чайкин за работой над механизмом.
Фото: Konstantin Chaykin

Идея возникла у Константина Чайкина во время создания первого в мире устройства цепной графической цифровой индикации часа, запатентованного им в мае 2017 года. Особенность работы сложнейшего индикатора состоит в том, что на два вращающихся цилиндра наматывается цепочка, отображающая время с помощью силуэта римских цифр от I до XII. Мастер неожиданно решил связать занятный механизм со знакомой всем с детства «златой цепью на дубе том». Это изобретение действительно беспрецедентно: в отличие от часов-пасхалий Чайкина, которые вычисляют дату предстоящей Пасхи только в момент переключения календарного счетчика со старого года на новый, в последней разработке индикатор, по сути механический компьютер, вычисляет и отображает новое значение каждый час.

Замысловатая конструкция оснащена четырьмя заводными барабанами. В трех запасается энергия, которой требуется немало для функционирования «Лукоморья», а на четвертом работает часовой механизм, собранный из 1119 деталей. Сам он имеет запас хода в восемь суток и оборудован кольцевыми индикаторами минут и даты, а также по-настоящему сказочными элементами: турбийоном с кареткой фирменного дизайна «альфа», который виднеется из дупла дуба, и указателем запаса хода, выполненным в форме жучка, ползущего по стволу. Сверхсложный калибр часов TLU.04-0 также изготовлен на мануфактуре Konstantin Chaykin.

Механизм часов «Лукоморье». Фото: Konstantin Chaykin
Механизм часов «Лукоморье».
Фото: Konstantin Chaykin

Для работы над проектом Чайкин пригласил Ильгиза Фазулзянова: необходимы были нестандартный художественный подход и виртуозное умение работать с различными материалами. Итог многолетнего кропотливого труда — поистине роскошное произведение декоративно-прикладного искусства. Композиция, в основу которой лег абрис ночной лампы, состоит из раскидистого дерева и пушкинских героев, а нефритовые пластины — листья дуба и граненые камни морского берега — благодаря схожей конфигурации гармонично объединяют разноплановые элементы.

Ильгиз Фазулзянов применил и свою излюбленную технику горячей эмали. Например, каждая волна, выполненная в такой технике, имеет уникальные форму и радиус (после обжига они полностью меняли свои размеры, поэтому художнику необходимо было предугадать поведение деталей). Среди морской пены он разместил дядьку Черномора. Герой еще не до конца вышел из морских вод, поэтому над волнами видны лишь его голова с длинными золотыми усами и боевой щит. Круглую основу произведения украсили 39 элементов, выполненных в технике выемчатой эмали и росписи с последующим обжигом в муфельной печи.

Часы «Лукоморье». Фото: Konstantin Chaykin
Часы «Лукоморье».
Фото: Konstantin Chaykin

Дерево, ставшее центром композиции, представляет особый интерес. Его ствол инкрустирован кусочками огненного опала (Эфиопия) и опала «Болдер» (Австралия) разных размеров. Каменная мозаика сияет разноцветными огнями, что создает еще большее ощущение сказочности. Дуб обвивает массивная золотая цепь, украшенная традиционным славянским орнаментом; ее звенья скрепляет замок, декорированный узором в виде дубовых листьев и желудей, выполненным в технике перегородчатой и выемчатой эмали. На дереве устроились главные персонажи: кот ученый неслышной поступью ходит по цепи, а русалка с золотыми волосами и эмалевым хвостом голубого цвета сидит под тенистой кроной.

В сказочный сюжет вплетены и мотивы русского зодчества: среди беспокойных морских волн возвышаются хоромы, выполненные в красных, зеленых, голубых и желтых цветах; на их окнах красуются наличники, искусно декорированные разнообразными орнаментами. Крыши двух домиков, в свою очередь, венчают традиционные фигурные коньки в виде маленького петушка и лошадки.

Увидеть своими глазами чудесные часы, а также другие произведения Ильгиза Фазулзянова и Константина Чайкина можно на выставке «Лукоморье. Шедевры русских мастеров» в главном здании Музея современной истории России.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+