Сюрреалистическая встреча Дали и Фрейда состоялась вновь на выставке в Вене

Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929.
Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Проект в Нижнем Бельведере «Дали — Фрейд. Одержимость» рассказывает историю встречи художника и изобретателя психоанализа, произошедшую 19 июля 1938 года в Лондоне, за год до начала Второй мировой войны, и сильно повлиявшую на творчество сюрреалиста

Отнюдь не удивительно, что встреча испанского художника Сальвадора Дали и австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда стала выдающимся событием. Она произошла в Лондоне 19 июля 1938 года — за год до того, как в Европе разразилась война. Этой встрече мастера-сюрреалиста и изобретателя психоанализа посвящена выставка в Нижнем Бельведере в Вене.

Директор музея Стелла Роллинг отмечает, что их разделяли «не только разница в возрасте в 48 лет и языковой барьер, но и диаметрально противоположные взгляды на искусство». Зато оба питали «глубокий интерес к человеческой психике, ее глубинам и тайнам».

В юности Дали читал «Толкование сновидений», и Фрейд, наряду с Пабло Пикассо, был для него своего рода фигурой отца. Он долгое время мечтал познакомиться с великим австрийским психиатром.

Фрейд бежал из Вены после захвата Австрии нацистами в 1938 году и поселился в Примроуз-Хилл на севере Лондона. Дали узнал о его спешном отъезде, когда ужинал улитками. Рассказывают, что он прокричал на весь ресторан: «Череп Фрейда — улитка!»

Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне. Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне.
Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022

Прибыв в Лондон из Парижа, Дали договорился о встрече с великим ученым через своего покровителя (и, возможно, любовника) Эдварда Джеймса и австрийского писателя Стефана Цвейга, также покинувшего родину с приходом к власти нацистов. Подъехав к лондонскому особняку Фрейда, художник заметил во дворе велосипед. На седле лежала грелка, а на ней сидела живая улитка.

Дали привез с собой одну из недавно написанных картин, «Метаморфозы Нарцисса» (1937), чтобы показать ее психоаналитику. Во время этой долгожданной встречи они общались на французском и обнаружили, что им практически нечего сказать друг другу. Позднее художник вспоминал: «Вопреки моим надеждам, говорили мы мало, но буквально пожирали друг друга глазами». Он сосредоточился на создании портрета Фрейда с черепом в форме улитки.

Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937. Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022
Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937.
Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022

Эдвард Джеймс, также присутствовавший на встрече, вспоминал, что для него она стала «очень трогательным опытом». Восьмидесятидвухлетний Фрейд был «восхитителен» и «полон жизни, хотя время от времени и терял нить разговора из-за того, что в последнее время стал несколько туг на ухо». Что же касается Дали, то он выглядел «очень вдохновленным, его глаза буквально сияли, когда он делал набросок к портрету изобретателя психоанализа». Этот рисунок из коллекции лондонского Музея Фрейда представлен на выставке в Бельведере.

Пока Дали был поглощен рисованием, Фрейд шепнул Джеймсу: «Этот мальчик похож на фанатика. Если они все так выглядят, то нет ничего удивительного в том, что в Испании идет гражданская война». А увидев «Метаморфозы Нарцисса», отметил, что было бы «очень интересно проанализировать, что привело к созданию такой картины». К сожалению, это полотно, входящее в собрание Тейт Модерн, не удалось включить в венскую выставку, поскольку сейчас оно находится в Музее Мунка в Осло на выставке, посвященной связям между сюрреализмом и символизмом («Дикий взгляд», до 8 мая).

Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость». Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects
Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость».
Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects

Тем не менее организаторам удалось привезти в Бельведер отличную подборку из 20 картин Сальвадора Дали, в том числе «Мрачную игру» (1929) и «Лебедей, отраженных в слонах» (1937). В экспозиции также представлены графические работы и документальные материалы, рассказывающие об обстоятельствах, связанных с легендарной встречей двух великих людей ХХ века.  

Нижний Бельведер
«Дали — Фрейд. Одержимость»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+