18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Модернизм на ленинградский манер: чем интересен и почему достоин сбережения

Аэровокзал «Пулково». 1972. Фото: В.Рождественский/Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Аэровокзал «Пулково». 1972.
Фото: В.Рождественский/Музей архитектуры им. А.В.Щусева
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

У коллективной монографии «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991» в качестве обозначения жанра фигурирует термин «справочник-путеводитель». Но в сухости слога это издание не упрекнешь — как и в недостатке колоритных фактов

Авторы всех трех книг этой серии — историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин, а также фотограф архитектуры Юрий Пальмин. Цель проекта, реализуемого под эгидой музея «Гараж», — зафиксировать на бумаге и в общественном сознании «свежий антиквариат», послевоенную хрущевско-брежневскую архитектуру. Она уже достаточно обветшала, чтобы властям страстно захотелось ее снести, но еще недостаточно устарела, чтобы новые поколения разглядели в ней эстетические достоинства. Последнее обстоятельство также увеличивает риск сноса. Теперь у защитников советского модернизма появился еще один аргумент — достойно изданные книги.

Прелесть собственно текста — в том, что он соединил две яркие авторские манеры: логически выстроенные, обстоятельные куски от Броновицкой и переплетение анекдотов и историй от Малинина. Стиль последнего так индивидуален, что его трудно с кем-то спутать. Когда во вступлении читаешь: «…петербуржцы нас, конечно, за это проклянут» (за то, что многие важные здания в путеводитель не попали), — сразу понимаешь, чьему перу сей эмоциональный всплеск принадлежит.

Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 344 с.
Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 344 с.

Рациональный (условно) автор путеводителя сообщает много сведений по существу. Послевоенная ленинградская архитектура имела свою специфику. Она создавалась с оглядкой не столько на западный опыт, сколько на собственное наследие: Финляндский вокзал строили в полемике с Адмиралтейством, ТЮЗ — с Александринским театром. «Именно постоянный напряженный диалог с традицией и есть главная особенность ленинградского модернизма» (эмоциональный автор называет такую архитектуру «застенчивой»). Если в других городах — в Москве прежде всего — строили дома-акценты, то в Ленинграде создавали ансамбли. Даже спальные многоэтажки пытались так группировать на местности, чтобы получилось если не как у Карла Росси, то все равно целостно.

Доблесть ленинградского модернизма заключается и в технологических новациях. Тут впервые сделали вантовое перекрытие (во Дворце спорта «Юбилейный»), придумали домостроительные комбинаты и отлили высотку в 22 этажа из железобетона. Здесь много размышляли над «кастомизацией» типичных зданий — им пытались прибавить индивидуальности. Словом, не Зимним дворцом единым жив этот город, питерскую архитектуру того периода есть за что уважать. Смотреть же на нее порой грустно: качество строительства повсеместно хромало.

ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Фото: Юрий Пальмин
ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.
Фото: Юрий Пальмин

Авторы рассказывают истории 50 объектов — от мастерской скульптора Михаила Аникушина и законспирированной резиденции «К-2» (дома приемов исполкома Ленсовета) до гостиницы «Прибалтийская», аэровокзала «Пулково» и циклопической площади Победы. Каждый раз это нестандартная подача материала. Например, из главы о Втором доме Ленсовета, помимо хроники его создания, мы узнаем, что жена композитора Андрея Петрова, жившего в доме, меняла в гастрономе на первом этаже театральные билеты на мясную вырезку. Или что те же супруги Петровы, страдая от отсутствия балкона, иногда брали стол на колесиках, закуску, вино и устраивали пикник на набережной. Отсылки к кинофильмам, цитаты из Иосифа Бродского, упоминания рок-концертов и других событий органично перемежаются в книге с техническими выкладками и параметрами строений. И это дает ощущение архитектуры в потоке жизни.  

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+