18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Модернизм на ленинградский манер: чем интересен и почему достоин сбережения

Аэровокзал «Пулково». 1972. Фото: В.Рождественский/Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Аэровокзал «Пулково». 1972.
Фото: В.Рождественский/Музей архитектуры им. А.В.Щусева
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

У коллективной монографии «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991» в качестве обозначения жанра фигурирует термин «справочник-путеводитель». Но в сухости слога это издание не упрекнешь — как и в недостатке колоритных фактов

Авторы всех трех книг этой серии — историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин, а также фотограф архитектуры Юрий Пальмин. Цель проекта, реализуемого под эгидой музея «Гараж», — зафиксировать на бумаге и в общественном сознании «свежий антиквариат», послевоенную хрущевско-брежневскую архитектуру. Она уже достаточно обветшала, чтобы властям страстно захотелось ее снести, но еще недостаточно устарела, чтобы новые поколения разглядели в ней эстетические достоинства. Последнее обстоятельство также увеличивает риск сноса. Теперь у защитников советского модернизма появился еще один аргумент — достойно изданные книги.

Прелесть собственно текста — в том, что он соединил две яркие авторские манеры: логически выстроенные, обстоятельные куски от Броновицкой и переплетение анекдотов и историй от Малинина. Стиль последнего так индивидуален, что его трудно с кем-то спутать. Когда во вступлении читаешь: «…петербуржцы нас, конечно, за это проклянут» (за то, что многие важные здания в путеводитель не попали), — сразу понимаешь, чьему перу сей эмоциональный всплеск принадлежит.

Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 344 с.
Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 344 с.

Рациональный (условно) автор путеводителя сообщает много сведений по существу. Послевоенная ленинградская архитектура имела свою специфику. Она создавалась с оглядкой не столько на западный опыт, сколько на собственное наследие: Финляндский вокзал строили в полемике с Адмиралтейством, ТЮЗ — с Александринским театром. «Именно постоянный напряженный диалог с традицией и есть главная особенность ленинградского модернизма» (эмоциональный автор называет такую архитектуру «застенчивой»). Если в других городах — в Москве прежде всего — строили дома-акценты, то в Ленинграде создавали ансамбли. Даже спальные многоэтажки пытались так группировать на местности, чтобы получилось если не как у Карла Росси, то все равно целостно.

Доблесть ленинградского модернизма заключается и в технологических новациях. Тут впервые сделали вантовое перекрытие (во Дворце спорта «Юбилейный»), придумали домостроительные комбинаты и отлили высотку в 22 этажа из железобетона. Здесь много размышляли над «кастомизацией» типичных зданий — им пытались прибавить индивидуальности. Словом, не Зимним дворцом единым жив этот город, питерскую архитектуру того периода есть за что уважать. Смотреть же на нее порой грустно: качество строительства повсеместно хромало.

ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Фото: Юрий Пальмин
ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.
Фото: Юрий Пальмин

Авторы рассказывают истории 50 объектов — от мастерской скульптора Михаила Аникушина и законспирированной резиденции «К-2» (дома приемов исполкома Ленсовета) до гостиницы «Прибалтийская», аэровокзала «Пулково» и циклопической площади Победы. Каждый раз это нестандартная подача материала. Например, из главы о Втором доме Ленсовета, помимо хроники его создания, мы узнаем, что жена композитора Андрея Петрова, жившего в доме, меняла в гастрономе на первом этаже театральные билеты на мясную вырезку. Или что те же супруги Петровы, страдая от отсутствия балкона, иногда брали стол на колесиках, закуску, вино и устраивали пикник на набережной. Отсылки к кинофильмам, цитаты из Иосифа Бродского, упоминания рок-концертов и других событий органично перемежаются в книге с техническими выкладками и параметрами строений. И это дает ощущение архитектуры в потоке жизни.  

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+