18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скульптура, живопись и видео Гриши Брускина в музейных декорациях

Гриша Брускин. «Вселенная на столе». Фрагмент инсталляции. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Гриша Брускин. «Вселенная на столе». Фрагмент инсталляции.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Художник выступил и как режиссер, и как драматург своей выставки в Третьяковке, охватывающей его творчество с 1980-х до наших дней. Название «Смена декораций» отсылает к проекту, показанному в российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года

По давней уже традиции Гришу Брускина нередко причисляют к ярким, даже классическим представителям соц-арта. Что по-своему правомерно, когда речь идет о советском периоде его творчества, и все менее правомерно, чем дальше от того времени. Борис Гройс справедливо отмечал когда-то, что «искусство Гриши Брускина сформировалось на пересечении двух традиций: традиции иудаизма и традиции советского коммунизма», но все же с годами этот художник ощутимо расширил границы своей персональной мифологии. Теперь она в той или иной степени касается уже всего человечества: и в части истории, и в части современных нравов.

Нынешняя персональная выставка в Новой Третьяковке своим названием — «Смена декораций» — отсылает к одноименному скульптурному проекту Брускина, показанному в российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года. Однако упомянутый проект на сей раз оказывается лишь одним из элементов более обширного, сложного пазла. Считать ли тогда этот показ ретроспективой? По мнению куратора выставки Ирины Горловой, заведующей отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, такое определение не очень подходит, поскольку охвачены далеко не все этапы творчества автора. Скорее, речь о выставке-инсталляции, где составные части подчинены единому сценарию. Или пьесе, если держать в голове образ Theatrum Mundi (театра мира), излюбленный Брускиным. Сам он выступает здесь в качестве и драматурга, и режиссера.

Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент. Экспозиция павильона России на Венецианской биеннале 2017 года. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент. Экспозиция павильона России на Венецианской биеннале 2017 года.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Протяженная музейная анфилада преобразуется в череду не залов даже, а «сцен», как они именуются в описании проекта. Их восемь, хотя имеется еще и пролог — что-то вроде визуального эпиграфа. Действо, развернутое на каждой из этих «сцен», глубинно связано с предыдущими и последующими, но при этом и автономно. Например, раздел под названием «Коллекция археолога» выглядит самодостаточным (московские зрители могли видеть этот проект на выставке 2013 года в бывшем кинотеатре «Ударник»), однако по смыслу он коррелирует и с рисунками, объединенными слоганом «Сквозь тусклое стекло», и с фантасмагорическими гипсовыми композициями из той самой венецианской «Смены декораций», которые возникают под занавес экспозиции.

Итак, выставка в Третьяковке — это не ретроспектива, но все-таки избранное за много лет — с 1980-х до наших дней. Фигурирует даже знаменитый полиптих «Фундаментальный лексикон», с которого в 1988 году началась международная карьера этого автора. Правда, здесь представлена версия начала 1990-х, развивающая изначальный замысел, но тогда именно это и подразумевалось — создание «бесконечной серии». Есть на выставке и совсем новая живопись, хотя Брускину свойственны диалектические возвращения к прежним мотивам. Образы со временем трансформируются, приобретая новые значения. Образы эти на разный лад прорастают и в шпалерах, и в фарфоре, и в бронзе, и в видео, поскольку для автора значима концепция Gesamtkunstwerk, синтеза искусств.

Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент инсталляции. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент инсталляции.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художник, живущий сейчас между Москвой и Нью-Йорком, говорит, что новая выставка в целом представляет собой «исследование того, как рождаются, ­бытуют и превращаются в руины культурные, исторические и идеологические мифологии. И как руины, в свою очередь, становятся истоком новых мифологий». Ирина Горлова придерживается сходного мнения: «Брускина интересует то, каким образом из всей прежней культуры можно создать новые знаки и символы, как именно их можно визуализировать».

Новая Третьяковка
«Гриша Брускин. Смена декораций»
23 марта — 24 июля 2022

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+