Железная воля: что нужно, чтобы с умом отреставрировать барочную ограду

Внимательный взгляд на решетки Жана Тижу позволяет заметить элементы, искажающие облик оригинала. Фото: Hampton Court Palace
Внимательный взгляд на решетки Жана Тижу позволяет заметить элементы, искажающие облик оригинала.
Фото: Hampton Court Palace

Кованые решетки дворца Хэмптон-Корт в скором будущем должны обрести первоначальный вид. Хотя задача представляется довольно сложной: несмотря на королевский статус достопримечательности, на ее долю выпало много испытаний

Винты с прямым шлицем и закрашенные краской отверстия от старых заклепок помогают разобраться в запутанной истории одного из самых роскошных в Англии образцов работы по металлу — кованых железных решеток Жана Тижу. Этот финальный штрих к новому саду с фонтанами у дворца Хэмптон-Корт в 1689 году заказали французскому мастеру-гугеноту Тижу монархи-протестанты Вильгельм III Оранский и Мария II Стюарт. Позднее решетки установили в дворцовом саду Прайви-гарден со стороны Темзы, где они находятся и сегодня — правда, попали они туда не сразу и не без приключений.

Вскоре решетки полностью демонтируют (работы уже идут) для тщательной реставрации: их очистят до металла и изучат. Расчистка предстоит непростая: в ХХ веке ограду перевозили на авиабазу, где покрыли слоем защитной краски, в состав которой входили высокотоксичные вещества. Основная задача проекта состоит в том, чтобы устранить последствия прежних бессистемных починок. Например, в период послевоенного дефицита в 1940-е годы некоторые утраченные детали заменили копиями, изготовленными из переплавленных металлических офисных шкафчиков, и значительная часть замысловатых листьев аканта, цветочных гирлянд, загадочных масок и геральдических символов, которые мы видим сегодня, — всего лишь бледные подобия оригиналов.

Реставратор в процессе работы. Фото: Hampton Court Palace
Реставратор в процессе работы.
Фото: Hampton Court Palace

Архитектор Эндрю Харрис, чье бюро Martin Ashley Architects ведет этот реставрационный проект совместно с некоммерческой организацией «Исторические королевские дворцы», и искусствовед Сюзанна Грум уже несколько десятилетий исследуют историю ограды. Грум удалось даже отыскать потомков Тижу, но по-прежнему не установлено, когда именно он приехал в Англию и начал работать над престижными заказами; тайной остаются также дата его смерти и место захоронения. Точно известно, что в начале 1700-х, после смерти Вильгельма и Марии, Тижу несколько лет добивался выплаты последней £1 тыс. за ковку этих решеток.

К XIX веку об авторстве Тижу успели забыть. Табличка, установленная в местной церкви, гласит, что решетки выковал ноттингемский мастер Хантингдон Шоу, который по этой причине даже удостоился статуи в ряду великих архитекторов, художников и ремесленников Великобритании, увековеченных на фасаде Музея Виктории и Альберта, — к немалой досаде Грум и Харриса.

В XIX веке и сами решетки оказались в этом музее. Но в экспозиции для них не нашлось места, поэтому их раздали во временное пользование в разные концы страны. Одна решетка, украшенная кельтской арфой и пышногрудой дамой, отправилась в Дублин. Ноттингем, получивший другую, отчаянно боролся за право оставить ее у себя, когда в 1902 году принц Уэльский начал свозить секции обратно в Хэмптон-Корт. При каждой транспортировке некоторое количество изысканных элементов оказывалось повреждено, украдено либо отваливалось, о чем свидетельствуют ящики с фрагментами в музейных запасниках. На самих решетках заметны плохо подогнанные или попросту помещенные не туда поздние добавления.

Дворцовый сад Прайви-гарден. Фото: Hampton Court Palace
Дворцовый сад Прайви-гарден.
Фото: Hampton Court Palace

Теперь мастер по металлу из Дорсета Пол Аллен изготавливает новые детали на основе оригинальных эскизов и дошедших до нас фрагментов. Это один из немногих современных специалистов, способных на достойном уровне воспроизвести сложную технику репуссе (выколотки), когда металл обрабатывается с обратной стороны на деревянной колоде. Аллен рассказывает, что его восхищает мастерство предшественников: на прорисовку очертаний одного листа может уйти целый день. «Тижу не мог сделать все это в одиночку, — уверен он. — Тут чертовски много работы».

Первая решетка вернется в Хэмптон-Корт уже нынешней весной. Проект ведется на средства из Фонда поддержки исторического наследия. Ожидается, что эта реставрация даст большой объем информации, которая поможет в работе над остальными 11 решетками. Однако для продолжения проекта требуется организовать кампанию по сбору средств. По оценке менеджера проекта Зои Робертс, стоимость работ над одной решеткой составит до £270 тыс., а реставрация всех 12 может обойтись примерно в £3 млн. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+