18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Петроглифы австралийских аборигенов возвращаются домой

Преминганские петроглифы. Фото: The National Museum of Australia
Преминганские петроглифы.
Фото: The National Museum of Australia
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации

Преминганские петроглифы будут возвращены аборигенному сообществу Тасмании и установлены на исходном месте в северо-западной части австралийского островного штата спустя 60 лет после того, как их вывезли оттуда, вырезав пилой из каменного массива.

Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации. Он осуществляется в рамках широкой программы инициатив по исправлению исторической несправедливости в отношении коренного населения острова. По словам председателя попечительского совета Музея и художественной галереи Тасмании Бретт Торосси, музей долгое время использовал аборигенов в качестве «объектов исследования», создавая неуместные экспозиции и распространяя ложные представления. Вывоз преминганских петроглифов сотрудниками музея в 1960-е годы служит «показательным примером подобных практик прошлого».

Петроглифы, возраст которых составляет от 4 тыс. до 14 тыс. лет, получили название по территории Премингана площадью 540 га. Эта земля усеяна образованиями из песчаника, на которых первые обитатели острова высекали узоры, обладавшие духовной и ритуальной важностью: группы окружностей и концентрических колец, заштрихованные полосы, линии и очертания, напоминающие человеческие лица. В 1950-е годы Музей и художественная галерея королевы Виктории в Лонсестоне, втором по величине городе Тасмании, провел исследование региона, в ходе которого выявили 36 произведений искусства.

«Мы не знаем, каким значением наделяли их наши предки», — говорит глава Земельного совета аборигенов Тасмании Ребекка Дигни. По ее словам, с грядущим возвращением петроглифов «еще один фрагмент этой головоломки в буквальном смысле встанет на место».

Снимки, сделанные в 1962 г., запечатлели процесс изъятия преминганских петроглифов из природного ландшафта. Фото: The National Museum of Australia
Снимки, сделанные в 1962 г., запечатлели процесс изъятия преминганских петроглифов из природного ландшафта.
Фото: The National Museum of Australia

Возврат наскальных рисунков осложняется обстоятельствами, при которых те были вывезены. В 1962 году один из самых выдающихся петроглифов вырезали с помощью ручной пилы. В процессе каменная плита раскололась надвое — всего за несколько часов музейные работники нанесли больший ущерб, чем тысячелетия шквалистых ветров. «Представители Музея и художественной галереи Тасмании действовали как настоящие вандалы», — говорит историк Питер Симс, сделавший фотографии заповедника Премингана еще до переноса петроглифов. Вернувшись туда в конце 1962 года, он был потрясен последствиями этого акта «официального вандализма».

Уже в самом музее крупнейший из петроглифов подвергся новым вмешательствам: раскол заделали при помощи клейкого вещества, для укрепления основы использовали бетон со стальными прутьями, а поверхность покрыли лаком. Трудно поверить, но, по словам Дигни, «все это никак не документировалось, их воспринимали просто как объекты, которые можно поместить в экспозицию». По счастью, другой преминганский памятник, который был тогда вывезен в музей, остался нетронутым. «Этот петроглиф довольно легко вернуть на место», — считает Дигни.

Преминганские петроглифы. Фото: The National Museum of Australia
Преминганские петроглифы.
Фото: The National Museum of Australia

Тем временем территория заповедника Премингана тоже претерпела изменения. В 1970-е годы местные жители засыпали массив наскального искусства песком, чтобы защитить его от дальнейшего вандализма и разрушения под воздействием окружающей среды. Установить местонахождение распиленной глыбы песчаника удалось лишь недавно. Работы по возвращению петроглифов уже идут, однако подробности пока не разглашаются. По словам Дигни, транспортировка столь крупных, тяжелых и при этом крайне хрупких объектов — непростая задача. «Страшно повредить их еще больше».  

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+