18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Петроглифы австралийских аборигенов возвращаются домой

Преминганские петроглифы. Фото: The National Museum of Australia
Преминганские петроглифы.
Фото: The National Museum of Australia
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации

Преминганские петроглифы будут возвращены аборигенному сообществу Тасмании и установлены на исходном месте в северо-западной части австралийского островного штата спустя 60 лет после того, как их вывезли оттуда, вырезав пилой из каменного массива.

Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации. Он осуществляется в рамках широкой программы инициатив по исправлению исторической несправедливости в отношении коренного населения острова. По словам председателя попечительского совета Музея и художественной галереи Тасмании Бретт Торосси, музей долгое время использовал аборигенов в качестве «объектов исследования», создавая неуместные экспозиции и распространяя ложные представления. Вывоз преминганских петроглифов сотрудниками музея в 1960-е годы служит «показательным примером подобных практик прошлого».

Петроглифы, возраст которых составляет от 4 тыс. до 14 тыс. лет, получили название по территории Премингана площадью 540 га. Эта земля усеяна образованиями из песчаника, на которых первые обитатели острова высекали узоры, обладавшие духовной и ритуальной важностью: группы окружностей и концентрических колец, заштрихованные полосы, линии и очертания, напоминающие человеческие лица. В 1950-е годы Музей и художественная галерея королевы Виктории в Лонсестоне, втором по величине городе Тасмании, провел исследование региона, в ходе которого выявили 36 произведений искусства.

«Мы не знаем, каким значением наделяли их наши предки», — говорит глава Земельного совета аборигенов Тасмании Ребекка Дигни. По ее словам, с грядущим возвращением петроглифов «еще один фрагмент этой головоломки в буквальном смысле встанет на место».

Снимки, сделанные в 1962 г., запечатлели процесс изъятия преминганских петроглифов из природного ландшафта. Фото: The National Museum of Australia
Снимки, сделанные в 1962 г., запечатлели процесс изъятия преминганских петроглифов из природного ландшафта.
Фото: The National Museum of Australia

Возврат наскальных рисунков осложняется обстоятельствами, при которых те были вывезены. В 1962 году один из самых выдающихся петроглифов вырезали с помощью ручной пилы. В процессе каменная плита раскололась надвое — всего за несколько часов музейные работники нанесли больший ущерб, чем тысячелетия шквалистых ветров. «Представители Музея и художественной галереи Тасмании действовали как настоящие вандалы», — говорит историк Питер Симс, сделавший фотографии заповедника Премингана еще до переноса петроглифов. Вернувшись туда в конце 1962 года, он был потрясен последствиями этого акта «официального вандализма».

Уже в самом музее крупнейший из петроглифов подвергся новым вмешательствам: раскол заделали при помощи клейкого вещества, для укрепления основы использовали бетон со стальными прутьями, а поверхность покрыли лаком. Трудно поверить, но, по словам Дигни, «все это никак не документировалось, их воспринимали просто как объекты, которые можно поместить в экспозицию». По счастью, другой преминганский памятник, который был тогда вывезен в музей, остался нетронутым. «Этот петроглиф довольно легко вернуть на место», — считает Дигни.

Преминганские петроглифы. Фото: The National Museum of Australia
Преминганские петроглифы.
Фото: The National Museum of Australia

Тем временем территория заповедника Премингана тоже претерпела изменения. В 1970-е годы местные жители засыпали массив наскального искусства песком, чтобы защитить его от дальнейшего вандализма и разрушения под воздействием окружающей среды. Установить местонахождение распиленной глыбы песчаника удалось лишь недавно. Работы по возвращению петроглифов уже идут, однако подробности пока не разглашаются. По словам Дигни, транспортировка столь крупных, тяжелых и при этом крайне хрупких объектов — непростая задача. «Страшно повредить их еще больше».  

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+