Desert Х: современное искусство в пустыне Саудовской Аравии

Подобная массивному кораллу, скульптура Шезада Давуда напоминает нам о связи пустынной поверхности и Красного моря. Заключая древний подводный артефакт в каменных ущельях, художник акцентирует наше внимание на переменчивости климата и продолжительной борьбе человечества с не всегда приветливой природой. Фото: Desert Х
Вдохновением для художницы Даны Авартани, чья работа представляет собой вогнутую полусферу из геометрических форм, стали набатейские скальные гробницы. Упрощая форму древних построек, она находит промежуточный этап между природным материалом и рукотворным памятником. Фото: Desert Х
Работая на пересечении природы и технологий, Стефани Деумер создает подземный парник, снабженный солнечными батареями. Они аккумулируют энергию и передают ее растениям, которые таким образом могут расцвести и в пустыне. Фото: Desert Х
С помощью нержавеющих стальных плит Абдулла аль-Отман пытается воссоздать и зафиксировать эффект миража, обращаясь к опыту древних цивилизаций, впервые заставших искажение света в пустыне. Фото: Desert Х
Используя принципы оригами для создания своей скульптурной инсталляции, Шадия Алем через простоту геометрических форм обращается к истокам мифологии пустынь Аравийского полуострова. Зеркальные поверхности объекта как будто вбирают в себя древние ландшафты, напоминая о цикличности жизни и возможности перерождения. Фото: Desert Х
Для покрытия своих скульптур художница Зейнаб аль-Хашеми использует выброшенную верблюжью кожу, которая служит как камуфляж. Натягивая ее на искусственные геометрические формы, она делает их похожими на окружающие скалы. Фото: Desert Х
Надутые скульптуры из стали художницы Шаики аль-Мазроу оказываются втиснуты в пустоты между поверхностями скал. Олицетворяя собой внутреннюю инерцию неподвижных ущелий, зеркальные объекты заставляют задуматься о том, что пустота тоже имеет форму. Фото: Desert Х
Возникший благодаря художнику Халилу Рабаху в пустыне сад из маленьких оливковых деревьев, привезенных c других территорий, стал своеобразным памятником первым переселенцам, захватившим пустынные территории и создавшим в безжизненных регионах новые государства. Фото: Desert Х
Подобная массивному кораллу, скульптура Шезада Давуда напоминает нам о связи пустынной поверхности и Красного моря. Заключая древний подводный артефакт в каменных ущельях, художник акцентирует наше внимание на переменчивости климата и продолжительной борьбе человечества с не всегда приветливой природой.
Фото: Desert Х
Вдохновением для художницы Даны Авартани, чья работа представляет собой вогнутую полусферу из геометрических форм, стали набатейские скальные гробницы. Упрощая форму древних построек, она находит промежуточный этап между природным материалом и рукотворным памятником.
Фото: Desert Х
Работая на пересечении природы и технологий, Стефани Деумер создает подземный парник, снабженный солнечными батареями. Они аккумулируют энергию и передают ее растениям, которые таким образом могут расцвести и в пустыне.
Фото: Desert Х
С помощью нержавеющих стальных плит Абдулла аль-Отман пытается воссоздать и зафиксировать эффект миража, обращаясь к опыту древних цивилизаций, впервые заставших искажение света в пустыне.
Фото: Desert Х
Используя принципы оригами для создания своей скульптурной инсталляции, Шадия Алем через простоту геометрических форм обращается к истокам мифологии пустынь Аравийского полуострова. Зеркальные поверхности объекта как будто вбирают в себя древние ландшафты, напоминая о цикличности жизни и возможности перерождения.
Фото: Desert Х
Для покрытия своих скульптур художница Зейнаб аль-Хашеми использует выброшенную верблюжью кожу, которая служит как камуфляж. Натягивая ее на искусственные геометрические формы, она делает их похожими на окружающие скалы.
Фото: Desert Х
Надутые скульптуры из стали художницы Шаики аль-Мазроу оказываются втиснуты в пустоты между поверхностями скал. Олицетворяя собой внутреннюю инерцию неподвижных ущелий, зеркальные объекты заставляют задуматься о том, что пустота тоже имеет форму.
Фото: Desert Х
Возникший благодаря художнику Халилу Рабаху в пустыне сад из маленьких оливковых деревьев, привезенных c других территорий, стал своеобразным памятником первым переселенцам, захватившим пустынные территории и создавшим в безжизненных регионах новые государства.
Фото: Desert Х

В Аль-Уле, где находится первый в Саудовской Аравии объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — гробницы в Хегре, открылась биеннале современного искусства Desert Х

Пятнадцать сайт-специфичных объектов появились в пустыне Аль-Ула в Саудовской Аравии: с 11 февраля там проходит международная выставка под открытым небом — Desert X AlUla. Для ставшей уже второй по счету биеннале выбрана тема Sarab, что означает «мираж» в переводе с арабского. Художники создали инсталляции о миражах и оазисах, древних мифах и современных иллюзиях, а также о противостоянии природы и цивилизации.

Отправной точкой для Desert X стала другая пустыня — в долине Коачелла в Калифорнии, где биеннале с таким названием проводится с 2017 года. В пустыне Аль-Ула она впервые была представлена в 2020-м. На этот раз в роли кураторов выступили Невилл Уэйкфилд, арт-директор проекта, Раним Фарси, представитель от Саудовской Аравии, и Рим Фадда, независимый куратор и историк искусства из Арабских Эмиратов. Как и два года назад, проект был организован в сотрудничестве с Королевской комиссией Аль-Улы, государственным органом, возглавляемым наследным принцем Мохаммедом бин Салманом аль-Саудом. Коллаборация стала продолжением плана по развитию культурного сектора Саудовской Аравии, а именно концепции «Видение-2030» — программы, направленной на уменьшение нефтезависимости экономики страны.

Ключевыми принципами Desert X являются доступность и свобода, что свидетельствует об изменениях в культурной политике некогда закрытого государства. Как утверждает Уэйкфилд, перемещение искусства в природный ландшафт буквально физически освобождает его от ограничений, которые создают галереи. О свободе выражения отдельно упоминает Рим Фадда, акцентируя внимание на том, что от художников не требовалось подробного объяснения своих решений. Та степень открытости и инклюзии, к которой стремятся организаторы, вызвала сомнения у некоторых СМИ: они назвали проект попыткой отвлечь внимание от прецедентов нарушения прав человека. Тем не менее художественные обозреватели добавляют, что налаживание диалога в поле искусства лучше, чем его полное отсутствие. К тому же трудно игнорировать возникающие благодаря подобным международным проектам возможности для развития местных сообществ.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+