18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рене Магритт, носитель вероломных образов и немного фальшивомонетчик

Художник в образе персонажа с его картин. Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
Художник в образе персонажа с его картин.
Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Вышла новая биографическая книга о трудной судьбе бельгийского сюрреалиста — в том числе о его амурных похождениях и сомнительных подработках. Начинал этот труд знаменитый искусствовед Алекс Данчев, а вот завершать его пришлось Саре Уитфилд

Прославленный художник Рене Магритт (1898–1967) отличался скрытностью. Его имидж среднего человека из предместья Брюсселя, всегда одетого в костюм и шляпу, видимо, был рассчитан на то, чтобы не допускать вмешательства в личную жизнь. Он отказывался пояснять смысл своих картин, сохраняя их поэтическую тайну. Любой биограф Магритта так или иначе сталкивался с сознательной замкнутостью этого человека.

Алекс Данчев, известный биографическими трудами о Жорже Браке и Поле Сезанне, умер, так и не закончив последнюю главу жизне­описания Магритта. Книга «Магритт: жизнь» была завершена Сарой Уитфилд, соавтором и редактором шеститомного каталога-резоне этого художника. Работа оказалась в надежных руках. В увлекательной, талантливо написанной биографии ощущаются и знакомство Данчева с франкофонной культурой, и исследовательские наработки Уитфилд.

Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке
Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке

В монографии собрано множество сведений о детстве Магритта, которое он провел в Лессине, в бельгийском регионе Валлония. Отец художника Лео­польд (портной — среди прочих занятий) обладал тяжелым характером, был заносчивым, меркантильным и агрессивным богохульником, разнузданным гулякой и честолюбцем. Трое его непослушных сыновей высмеивали отца, а их самих местные жители считали «никудышными». Все четверо мучили мать Регину, которая в конце концов покончила с собой, утопившись в реке Самбре. Каков отец, таков и сын — на эту мысль о Магритте-младшем невольно наводят описанные Данчевым страдания матери.

В биографии рассказывается о днях, проведенных Рене в Королевской академии изящных искусств Бельгии, где он учился у живописца и скульптора Констана Монтальда и брал уроки у иллюстратора и дизайнера Жисбера Комба; меньше говорится о краткой службе в армии в самом начале 1920-х. В 1922 году он женился на подруге детства Жоржетте Бергер. По словам Данчева, ее считали хорошенькой, но меркантильной и недалекой.

В том же году Магритт впервые увидел работу Джорджо де Кирико, «метафизического» художника, оказавшего большое влияние на сюрреалистическое движение. Впрочем, живя в 1927–1930 годах в Париже, Магритт оставался на периферии группы сюрреалистов.

Оказавшись в 1937 году в Лондоне (где писал картины для бального зала эксцентричного аристократа Эдварда Джеймса), Магритт имел краткую любовную связь с британской сюрреалисткой Шейлой Ледж. В это же время у Жоржетты завязался собственный роман на стороне, и она попросила развод. Однако в конце концов супружеская пара помирилась, сохранив свой брак. Хотя все эти факты были известны и раньше, в новой биографической книге обобщена информация из очень многих источников, поэтому картина жизни художника выглядит куда более полной, чем в прежних жизнеописаниях. Например, выяснилось, что Магритт был завсегдатаем борделей.

Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г. Фото: Musée Magritte Museum
Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г.
Фото: Musée Magritte Museum

Данчев раскрывает подробности жизни Рене Магритта во время Второй мировой войны, когда тот занимался подделкой картин. Он копировал и старых мастеров (Тициана и голландского живописца XVII века Мейндерта Хоббему), и современных ему авторов (Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Пауля Клее, Пабло Пикассо, Макса Эрнста), создавая совершенно очевидные фальшивки. Жоржетта была в ярости, когда после смерти Магритта его сподвижник сюрреалист Марсель Марьен обнародовал в печати этот факт и рассказал о своем пособничестве. Вдова судилась с Марьеном, но проиграла процесс. Рассказ о подделке Тициана — один из ярчайших эпизодов в книге. А тот факт, что Магритт занимался еще и фальшивомонетничеством, наверняка поразит многих читателей.

Можно поспорить с толкованиями, которые авторы предлагают по отдельным вопросам (например, по поводу политических взглядов их героя), но в целом в этой живо написанной биографии фактически нет промахов. Здесь во всей полноте рассказывается о жизни одного из самых влиятельных художников XX века — и все-таки его тайна так и остается раскрытой не до конца. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+