«Дизайн сегодня»: идеи становятся вещами, а вещи — идеями

Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009. Фото: GalleriaPoggiali
Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009.
Фото: GalleriaPoggiali
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Обзор современного мирового дизайна, предложенный в книге Марии Савостьяновой, стремится не упустить из виду ни одного значимого явления или тренда. Имена, институции, объекты, векторы развития — все это уместилось под одной обложкой

Что такое технокрафт, кто такие чейндж­мейкеры, как сочетаются вручную сплетенные кружева и 3D-прин­теры, как уникальное возникает из вторсырья и многое-многое другое, связанное с проектированием окружающего нас материального мира, можно найти в книге Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня».

На читателя, открывшего компактный томик, обрушивается лавина идей, изобретений и, конечно, удивительных предметов, от мебели и светильников до целых зданий, а также трудно поддающихся классификации созданий дизайнерского гения. Это, например, «Лестница троллей» — произведение архитекторов из норвежского бюро Reiulf Ramstad Arkitekter, которых автор аттестует как «законодателей мод в области viewpoint», то есть людей, творчески обустраивающих видовые туристические точки. Или «летающие КамАЗы» Владимира Пирожкова — чуть ли не единственного россиянина, ставшего мировой звездой современного дизайна. Его авантюрной биографии посвящена отдельная главка. Дизайнер родом из Свердловска на свой страх и риск отправился в Европу и добился успеха в ведущих автомобильных концернах, чтобы потом вернуться на родину и придумывать футуристические проекты для «Роснано». (Другим русским дизайнерам тоже нашлось место в книге, и это героическая попытка вписать их в мировой контекст.) Современная роль дизайнера (автор также использует слово «проектировщик») — не только как человека, создающего обыденные предметы, но и как визионера и философа — описана в первой главе «Проектируя будущее».

Огромный объем информации, содержащейся в книге, разложен по полочкам-главам и четко структурирован. В каждой главе, посвященной той или иной проблеме, будь то новые материалы или непростая ситуация с фейками, содержатся и краткий исторический экскурс, и мысли ведущих теоретиков, и конкретные примеры, подкрепленные картинками. Набор иллюстраций заслуживает отдельного «браво»! Мария Савостьянова, журналист, 20 лет обозревавший все новинки дизайна в журнале Interior + Design, хорошо знает, как правильно организовать и подать свои мысли. Со многими героями книги она знакома лично, и, хотя здесь нет и намека на панибратство, эта вовлеченность в процесс, знание деталей и нюансов, выраженное, в частности, в виде сносок на полях с необходимыми источниками и отсылками, заслуживают доверия и уважения.

Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.
Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.

Основой книги стал цикл лекций, прочитанный Марией Савостьяновой в музее «Гараж», и для людей, у которых современный дизайн ассоциируется лишь с набором знаковых предметов из мебельных салонов вроде прозрачного пластикового стульчика Филиппа Старка, эта книга будет настоящим откровением. Автор не просто рассказывает о самых ярких сенсациях дизайнерского мира последних лет, но и объясняет, как это сделано. Что очень увлекательно. Приведем лишь несколько примеров.

Большое место в книге занимают находки нидерландских дизайнеров, и это не случайно: город Эйндховен стал Меккой современного дизайна благодаря прозорливой политике местных властей, предложивших превратить бывшие корпуса Philips в студии для дизайнеров. Там же находится Академия дизайна и проводится биеннале. Из важнейших фигур в книге упомянут Пит Хейн Эк, сделавший вторичную переработку основой своего производства. Все изделия его фабрики созданы из старых досок, люстр и прочего вторсырья, получающего новую жизнь. И это важнейший тренд современности. Его соотечественник Марсель Вандерс иллюстрирует направление «технокрафт». «Издали кажется, что все интерьеры плотно покрыты делфтской плиткой, старинными коврами, причудливыми витражами, ручной росписью, вышивками, кружевами и так далее. Лампы, кресла, стулья перенеслись то ли из антикварной лавки, то ли из какого-то головокружительного сна, где над ними поработали мириады вышивальщиц, стекольщиков, художников. Но все это сделано машинным способом», — пишет об этой звезде, удостоенной персоналки в Стеделейк-музее, автор книги.

Есть еще удивительные примеры: светильники «Хрупкое будущее», где использованы настоящие одуванчики, хитро законсервированные художниками студии Drift, или образец «перформативного дизайна» — часы «Настоящее время» Мартена Баса. Их можно видеть в амстердамском аэропорту Схипхол. На циферблате появляется фигурка (это сам автор), которая шваброй стирает стрелки часов и рисует их новое положение, — завораживающее зрелище, на грани дизайна и современного искусства. Не зря Мария Савостьянова такие объекты собрала в целую главу «Дизайн для музеев».

География книги обширна. Тут, конечно, присутствует Миланский салон, сопоставимый для дизайнерского мира с Венецианской биеннале, тут и Сингапур, и Китай — как фабрика, адаптирующая изыски для массового производства. Тут есть и минимализм, и желание быть ближе к природе, и высокотехнологичные наряды Ирис ван Херпен, созданные в содружестве с программистами и учеными. Чего только нет! В какой-то момент возникает желание сказать: «Горшочек, больше не вари!», — так много всего, что нужно переварить и обдумать. Плотность информации, которой с нами делится автор, понятна: это багаж 20 лет наблюдений и размышлений. Хочется почитать более развернутые истории по каждой из затронутых в книге тем. Но это потом, а сейчас такой блистательный дайджест самого важного — ровно то, что нужно для понимания, что такое дизайн сегодня. Учитывая, что и российские музеи озаботились наконец рассмотрением дизайна как особой области художественного творчества, появление книги с ориентирами оказывается очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+