18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Дизайн сегодня»: идеи становятся вещами, а вещи — идеями

Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009. Фото: GalleriaPoggiali
Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009.
Фото: GalleriaPoggiali
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Обзор современного мирового дизайна, предложенный в книге Марии Савостьяновой, стремится не упустить из виду ни одного значимого явления или тренда. Имена, институции, объекты, векторы развития — все это уместилось под одной обложкой

Что такое технокрафт, кто такие чейндж­мейкеры, как сочетаются вручную сплетенные кружева и 3D-прин­теры, как уникальное возникает из вторсырья и многое-многое другое, связанное с проектированием окружающего нас материального мира, можно найти в книге Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня».

На читателя, открывшего компактный томик, обрушивается лавина идей, изобретений и, конечно, удивительных предметов, от мебели и светильников до целых зданий, а также трудно поддающихся классификации созданий дизайнерского гения. Это, например, «Лестница троллей» — произведение архитекторов из норвежского бюро Reiulf Ramstad Arkitekter, которых автор аттестует как «законодателей мод в области viewpoint», то есть людей, творчески обустраивающих видовые туристические точки. Или «летающие КамАЗы» Владимира Пирожкова — чуть ли не единственного россиянина, ставшего мировой звездой современного дизайна. Его авантюрной биографии посвящена отдельная главка. Дизайнер родом из Свердловска на свой страх и риск отправился в Европу и добился успеха в ведущих автомобильных концернах, чтобы потом вернуться на родину и придумывать футуристические проекты для «Роснано». (Другим русским дизайнерам тоже нашлось место в книге, и это героическая попытка вписать их в мировой контекст.) Современная роль дизайнера (автор также использует слово «проектировщик») — не только как человека, создающего обыденные предметы, но и как визионера и философа — описана в первой главе «Проектируя будущее».

Огромный объем информации, содержащейся в книге, разложен по полочкам-главам и четко структурирован. В каждой главе, посвященной той или иной проблеме, будь то новые материалы или непростая ситуация с фейками, содержатся и краткий исторический экскурс, и мысли ведущих теоретиков, и конкретные примеры, подкрепленные картинками. Набор иллюстраций заслуживает отдельного «браво»! Мария Савостьянова, журналист, 20 лет обозревавший все новинки дизайна в журнале Interior + Design, хорошо знает, как правильно организовать и подать свои мысли. Со многими героями книги она знакома лично, и, хотя здесь нет и намека на панибратство, эта вовлеченность в процесс, знание деталей и нюансов, выраженное, в частности, в виде сносок на полях с необходимыми источниками и отсылками, заслуживают доверия и уважения.

Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.
Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.

Основой книги стал цикл лекций, прочитанный Марией Савостьяновой в музее «Гараж», и для людей, у которых современный дизайн ассоциируется лишь с набором знаковых предметов из мебельных салонов вроде прозрачного пластикового стульчика Филиппа Старка, эта книга будет настоящим откровением. Автор не просто рассказывает о самых ярких сенсациях дизайнерского мира последних лет, но и объясняет, как это сделано. Что очень увлекательно. Приведем лишь несколько примеров.

Большое место в книге занимают находки нидерландских дизайнеров, и это не случайно: город Эйндховен стал Меккой современного дизайна благодаря прозорливой политике местных властей, предложивших превратить бывшие корпуса Philips в студии для дизайнеров. Там же находится Академия дизайна и проводится биеннале. Из важнейших фигур в книге упомянут Пит Хейн Эк, сделавший вторичную переработку основой своего производства. Все изделия его фабрики созданы из старых досок, люстр и прочего вторсырья, получающего новую жизнь. И это важнейший тренд современности. Его соотечественник Марсель Вандерс иллюстрирует направление «технокрафт». «Издали кажется, что все интерьеры плотно покрыты делфтской плиткой, старинными коврами, причудливыми витражами, ручной росписью, вышивками, кружевами и так далее. Лампы, кресла, стулья перенеслись то ли из антикварной лавки, то ли из какого-то головокружительного сна, где над ними поработали мириады вышивальщиц, стекольщиков, художников. Но все это сделано машинным способом», — пишет об этой звезде, удостоенной персоналки в Стеделейк-музее, автор книги.

Есть еще удивительные примеры: светильники «Хрупкое будущее», где использованы настоящие одуванчики, хитро законсервированные художниками студии Drift, или образец «перформативного дизайна» — часы «Настоящее время» Мартена Баса. Их можно видеть в амстердамском аэропорту Схипхол. На циферблате появляется фигурка (это сам автор), которая шваброй стирает стрелки часов и рисует их новое положение, — завораживающее зрелище, на грани дизайна и современного искусства. Не зря Мария Савостьянова такие объекты собрала в целую главу «Дизайн для музеев».

География книги обширна. Тут, конечно, присутствует Миланский салон, сопоставимый для дизайнерского мира с Венецианской биеннале, тут и Сингапур, и Китай — как фабрика, адаптирующая изыски для массового производства. Тут есть и минимализм, и желание быть ближе к природе, и высокотехнологичные наряды Ирис ван Херпен, созданные в содружестве с программистами и учеными. Чего только нет! В какой-то момент возникает желание сказать: «Горшочек, больше не вари!», — так много всего, что нужно переварить и обдумать. Плотность информации, которой с нами делится автор, понятна: это багаж 20 лет наблюдений и размышлений. Хочется почитать более развернутые истории по каждой из затронутых в книге тем. Но это потом, а сейчас такой блистательный дайджест самого важного — ровно то, что нужно для понимания, что такое дизайн сегодня. Учитывая, что и российские музеи озаботились наконец рассмотрением дизайна как особой области художественного творчества, появление книги с ориентирами оказывается очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+