18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Дизайн сегодня»: идеи становятся вещами, а вещи — идеями

Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009. Фото: GalleriaPoggiali
Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009.
Фото: GalleriaPoggiali
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Обзор современного мирового дизайна, предложенный в книге Марии Савостьяновой, стремится не упустить из виду ни одного значимого явления или тренда. Имена, институции, объекты, векторы развития — все это уместилось под одной обложкой

Что такое технокрафт, кто такие чейндж­мейкеры, как сочетаются вручную сплетенные кружева и 3D-прин­теры, как уникальное возникает из вторсырья и многое-многое другое, связанное с проектированием окружающего нас материального мира, можно найти в книге Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня».

На читателя, открывшего компактный томик, обрушивается лавина идей, изобретений и, конечно, удивительных предметов, от мебели и светильников до целых зданий, а также трудно поддающихся классификации созданий дизайнерского гения. Это, например, «Лестница троллей» — произведение архитекторов из норвежского бюро Reiulf Ramstad Arkitekter, которых автор аттестует как «законодателей мод в области viewpoint», то есть людей, творчески обустраивающих видовые туристические точки. Или «летающие КамАЗы» Владимира Пирожкова — чуть ли не единственного россиянина, ставшего мировой звездой современного дизайна. Его авантюрной биографии посвящена отдельная главка. Дизайнер родом из Свердловска на свой страх и риск отправился в Европу и добился успеха в ведущих автомобильных концернах, чтобы потом вернуться на родину и придумывать футуристические проекты для «Роснано». (Другим русским дизайнерам тоже нашлось место в книге, и это героическая попытка вписать их в мировой контекст.) Современная роль дизайнера (автор также использует слово «проектировщик») — не только как человека, создающего обыденные предметы, но и как визионера и философа — описана в первой главе «Проектируя будущее».

Огромный объем информации, содержащейся в книге, разложен по полочкам-главам и четко структурирован. В каждой главе, посвященной той или иной проблеме, будь то новые материалы или непростая ситуация с фейками, содержатся и краткий исторический экскурс, и мысли ведущих теоретиков, и конкретные примеры, подкрепленные картинками. Набор иллюстраций заслуживает отдельного «браво»! Мария Савостьянова, журналист, 20 лет обозревавший все новинки дизайна в журнале Interior + Design, хорошо знает, как правильно организовать и подать свои мысли. Со многими героями книги она знакома лично, и, хотя здесь нет и намека на панибратство, эта вовлеченность в процесс, знание деталей и нюансов, выраженное, в частности, в виде сносок на полях с необходимыми источниками и отсылками, заслуживают доверия и уважения.

Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.
Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.

Основой книги стал цикл лекций, прочитанный Марией Савостьяновой в музее «Гараж», и для людей, у которых современный дизайн ассоциируется лишь с набором знаковых предметов из мебельных салонов вроде прозрачного пластикового стульчика Филиппа Старка, эта книга будет настоящим откровением. Автор не просто рассказывает о самых ярких сенсациях дизайнерского мира последних лет, но и объясняет, как это сделано. Что очень увлекательно. Приведем лишь несколько примеров.

Большое место в книге занимают находки нидерландских дизайнеров, и это не случайно: город Эйндховен стал Меккой современного дизайна благодаря прозорливой политике местных властей, предложивших превратить бывшие корпуса Philips в студии для дизайнеров. Там же находится Академия дизайна и проводится биеннале. Из важнейших фигур в книге упомянут Пит Хейн Эк, сделавший вторичную переработку основой своего производства. Все изделия его фабрики созданы из старых досок, люстр и прочего вторсырья, получающего новую жизнь. И это важнейший тренд современности. Его соотечественник Марсель Вандерс иллюстрирует направление «технокрафт». «Издали кажется, что все интерьеры плотно покрыты делфтской плиткой, старинными коврами, причудливыми витражами, ручной росписью, вышивками, кружевами и так далее. Лампы, кресла, стулья перенеслись то ли из антикварной лавки, то ли из какого-то головокружительного сна, где над ними поработали мириады вышивальщиц, стекольщиков, художников. Но все это сделано машинным способом», — пишет об этой звезде, удостоенной персоналки в Стеделейк-музее, автор книги.

Есть еще удивительные примеры: светильники «Хрупкое будущее», где использованы настоящие одуванчики, хитро законсервированные художниками студии Drift, или образец «перформативного дизайна» — часы «Настоящее время» Мартена Баса. Их можно видеть в амстердамском аэропорту Схипхол. На циферблате появляется фигурка (это сам автор), которая шваброй стирает стрелки часов и рисует их новое положение, — завораживающее зрелище, на грани дизайна и современного искусства. Не зря Мария Савостьянова такие объекты собрала в целую главу «Дизайн для музеев».

География книги обширна. Тут, конечно, присутствует Миланский салон, сопоставимый для дизайнерского мира с Венецианской биеннале, тут и Сингапур, и Китай — как фабрика, адаптирующая изыски для массового производства. Тут есть и минимализм, и желание быть ближе к природе, и высокотехнологичные наряды Ирис ван Херпен, созданные в содружестве с программистами и учеными. Чего только нет! В какой-то момент возникает желание сказать: «Горшочек, больше не вари!», — так много всего, что нужно переварить и обдумать. Плотность информации, которой с нами делится автор, понятна: это багаж 20 лет наблюдений и размышлений. Хочется почитать более развернутые истории по каждой из затронутых в книге тем. Но это потом, а сейчас такой блистательный дайджест самого важного — ровно то, что нужно для понимания, что такое дизайн сегодня. Учитывая, что и российские музеи озаботились наконец рассмотрением дизайна как особой области художественного творчества, появление книги с ориентирами оказывается очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+