18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Берлине решили бойкотировать выставку «Многообразие. Единство»

Патрисия Карсенхаут. «Моя вина». Фрагмент. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Патрисия Карсенхаут. «Моя вина». Фрагмент.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Ряд художников в Берлине выступил против куратора Вальтера Смерлинга, одного из организаторов выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», с успехом проходящей сейчас в Третьяковке и собирающейся в Париж

Триггером к тому, чтобы некоторые художники решили бойкотировать выставку Diversity United («Многообразие. Единство»), стало открытие 28 января выставки французского художника Бернара Вене в новом выставочном пространстве — берлинском Кунстхалле в историческом аэропорту Темпельхоф. С 2008 года аэропорт не используется по прямому назначению. Несколько лет назад Foundation for Art and Culture — частный, базирующийся в Бонне фонд под управлением куратора Вальтера Смерлинга — получил здание в пользование минимум на два года для проведения выставок.

Движение «Бойкот берлинского Кунстхалле» выступило с заявлением, которое цитируют ведущие мировые издания по искусству, такие как ARTnews и The Art Newspaper. Протестующие считают, что куратор Вальтер Смерлинг «не пользуется поддержкой берлинских художников и деятелей культуры в целом». А за выставку Diversity United, которая была показана в пространстве аэропорта Темпельхоф летом 2021 года, «художники не получили гонорара, несмотря на то, что организаторы отхватили жирный миллион государственных субсидий от Министерства иностранных дел».

Вид выставки «Многообразие. Единство». Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Вид выставки «Многообразие. Единство».
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Некоторые художники недовольны, что выставка получила поддержку бывших немецких чиновников, таких как Армин Лашет, которого критикуют за мягкое отношение к современной России, и Герхард Шрёдер. Издания утверждают, что по меньшей мере 9 из 90 участников «Многообразия. Единства» — Яэль Бартана, Мартина Вачева, Александра Доманович, Констан Дюлларт, Катя Новичкова, Ахмет Огют, Дан Пержовски, Агнешка Польска и Мона Хатум — отказались от участия в выставке. Каким образом этот отказ оформляется (отзыв работ из Москвы, нежелание участвовать в выставке в Париже), не сообщается. Кроме того, художник Джанер Текер отказался от премии для начинающих художников, которую вручает Foundation for Art and Culture.

В электронном письме ARTnews Смерлинг написал: «Я не понимаю бойкота. Бойкот — это не решение ни для кого. Решение в том, чтобы найти общие пути. Должны быть возможности для частных, публичных и совместных выставок. Кстати, я нахожу это в высшей степени неуважительным и недостойным, когда художники хотят помешать другим художникам быть замеченными».

«Получается, что претензия к Diversity United состоит в том, — далее приводит аргументы Вальтер Смерлинг, — что проект наводит мосты с помощью искусства, открывает возможности для диалога там, где все остальное терпит неудачу. Может, именно поэтому Министерство иностранных дел и президент Федеративной Республики Германия, полностью осознавая, кто является патронами выставки, поддерживают ее».

Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие».  2015. Фрагмент. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие». 2015. Фрагмент.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В упрек организаторам выставки ставится и то, что все десять кураторов и спонсоры «были белыми».

Организация «Бойкот берлинского Кунстхалле» считает, что «выставка отправилась в Россию с явного одобрения президента Владимира Путина», что, по всей видимости, расценивается ими как отягчающее обстоятельство. Наверное, если бы они знали, с каким воодушевлением проект был встречен в Москве, они бы как минимум не были столь категоричны. В конце концов, выставка делается не для президентов, а для ценителей современного искусства, которые по разным причинам, в том числе из-за ковида, лишены возможности путешествовать по миру.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+