18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Берлине решили бойкотировать выставку «Многообразие. Единство»

Патрисия Карсенхаут. «Моя вина». Фрагмент. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Патрисия Карсенхаут. «Моя вина». Фрагмент.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Ряд художников в Берлине выступил против куратора Вальтера Смерлинга, одного из организаторов выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», с успехом проходящей сейчас в Третьяковке и собирающейся в Париж

Триггером к тому, чтобы некоторые художники решили бойкотировать выставку Diversity United («Многообразие. Единство»), стало открытие 28 января выставки французского художника Бернара Вене в новом выставочном пространстве — берлинском Кунстхалле в историческом аэропорту Темпельхоф. С 2008 года аэропорт не используется по прямому назначению. Несколько лет назад Foundation for Art and Culture — частный, базирующийся в Бонне фонд под управлением куратора Вальтера Смерлинга — получил здание в пользование минимум на два года для проведения выставок.

Движение «Бойкот берлинского Кунстхалле» выступило с заявлением, которое цитируют ведущие мировые издания по искусству, такие как ARTnews и The Art Newspaper. Протестующие считают, что куратор Вальтер Смерлинг «не пользуется поддержкой берлинских художников и деятелей культуры в целом». А за выставку Diversity United, которая была показана в пространстве аэропорта Темпельхоф летом 2021 года, «художники не получили гонорара, несмотря на то, что организаторы отхватили жирный миллион государственных субсидий от Министерства иностранных дел».

Вид выставки «Многообразие. Единство». Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Вид выставки «Многообразие. Единство».
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Некоторые художники недовольны, что выставка получила поддержку бывших немецких чиновников, таких как Армин Лашет, которого критикуют за мягкое отношение к современной России, и Герхард Шрёдер. Издания утверждают, что по меньшей мере 9 из 90 участников «Многообразия. Единства» — Яэль Бартана, Мартина Вачева, Александра Доманович, Констан Дюлларт, Катя Новичкова, Ахмет Огют, Дан Пержовски, Агнешка Польска и Мона Хатум — отказались от участия в выставке. Каким образом этот отказ оформляется (отзыв работ из Москвы, нежелание участвовать в выставке в Париже), не сообщается. Кроме того, художник Джанер Текер отказался от премии для начинающих художников, которую вручает Foundation for Art and Culture.

В электронном письме ARTnews Смерлинг написал: «Я не понимаю бойкота. Бойкот — это не решение ни для кого. Решение в том, чтобы найти общие пути. Должны быть возможности для частных, публичных и совместных выставок. Кстати, я нахожу это в высшей степени неуважительным и недостойным, когда художники хотят помешать другим художникам быть замеченными».

«Получается, что претензия к Diversity United состоит в том, — далее приводит аргументы Вальтер Смерлинг, — что проект наводит мосты с помощью искусства, открывает возможности для диалога там, где все остальное терпит неудачу. Может, именно поэтому Министерство иностранных дел и президент Федеративной Республики Германия, полностью осознавая, кто является патронами выставки, поддерживают ее».

Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие».  2015. Фрагмент. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие». 2015. Фрагмент.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В упрек организаторам выставки ставится и то, что все десять кураторов и спонсоры «были белыми».

Организация «Бойкот берлинского Кунстхалле» считает, что «выставка отправилась в Россию с явного одобрения президента Владимира Путина», что, по всей видимости, расценивается ими как отягчающее обстоятельство. Наверное, если бы они знали, с каким воодушевлением проект был встречен в Москве, они бы как минимум не были столь категоричны. В конце концов, выставка делается не для президентов, а для ценителей современного искусства, которые по разным причинам, в том числе из-за ковида, лишены возможности путешествовать по миру.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+