18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Долгожданная ретроспектива Георга Базелица проходит в Центре Помпиду

Георг Базелиц. «Большие друзья». 1965. Фото: Museum Ludwig, Cologne
Георг Базелиц. «Большие друзья». 1965.
Фото: Museum Ludwig, Cologne
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большая выставка немецкого классика современного искусства, начинавшего карьеру в ГДР и позже прославившегося своими экспрессивными картинами, дает возможность посмотреть на его творчество свежим взглядом

Творчество Георга Базелица (р. 1938) непросто воспринимать, в том числе потому, что оно обросло жесткой броней героических мифологем. Поэтому возможность посмотреть на него свежим взглядом в эпоху, когда живопись столь обильна и захватывающе разнообразна, особенно радует.

Георг Базелиц в своей студии. 2021. Фото: Christoph Schaller
Георг Базелиц в своей студии. 2021.
Фото: Christoph Schaller

Ранние годы играют чрезвычайно важную роль в героическом мифе Базелица, который при рождении получил имя Ханс-Георг Керн. Его отец был учителем и убежденным нацистом. Юный Ханс-Георг собственными глазами видел руины Дрездена спустя всего неделю после бомбардировки города союзниками. Широко известно высказывание Базелица о том, что он рос посреди «разрушенного порядка, разрушенной местности, разрушенных людей, разрушенного общества». В 1956 году он поступил в Высшую школу изобразительного искусства в Восточном Берлине, но не принял доктрину ее преподавателей. Художник рассказывает, что, хотя из Западной Европы в ГДР просачивалось очень мало модернистского искусства, ему все же удалось изучить творчество Пабло Пикассо достаточно глубоко для того, чтобы использовать его живописный язык в собственных ранних экспериментах. В результате его отчислили, в 1958 году он перебрался в Западный Берлин (за три года до строительства стены) и в честь родного городка взял псевдоним Базелиц. Он познакомился с абстрактным экспрессионизмом (особенно ему понравились Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Филип Гастон), но доминировавшая в то время европейская абстрактная живопись его мало привлекала. Кроме того, важнейшую роль в формировании Базелица как художника сыграли поездки в Париж и Амстердам, где он увидел работы Теодора Жерико и Хаима Сутина, Жана Дюбюффе и Анри Мишо. Это заложило основу последующего творчества.

Превосходны ранние брутальные картины Базелица, изображающие стопы. Отсылки к мясу Сутина и эскизам отрубленных конечностей, которые делал для «Плота „Медузы“» Жерико, очевидны, но в то же время невозможно не сравнить их с ногами Гастона, написанными несколькими годами позднее.

Вид выставки Георга Базелица в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou
Вид выставки Георга Базелица в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou

Самые скандально известные произведения Базелица — «Большая ночь в бадье» (1962–1963) и «Обнаженный человек» (1962). Их показ в галерее Werner & Katz на бульваре Курфюрстендамм в Берлине в 1963 году привел к судебному разбирательству и конфискации картин как непристойных. После скандала в 1965 году художник отправился во Флоренцию, и с тех пор в его творчество вошла одержимость итальянскими маньеристами: он захотел взять все изгибы и искажения этого течения и соединить их с наивной грубостью. Именно тогда он написал ряд своих лучших полотен. Серия получила известность под названием «Герои», но на самом деле она бесконечно далека от героического в общепринятом понимании.

Следующими шагами после утрированных тел стали фрагментация и переворот. Знаменитый перелом в творчестве Базелица, его переход в 1969 году к перевернутым образам, представлен на выставке как практически неизбежный. Сначала вы видите картины из серии «Разломы», написанные им в период жизни в сельской местности. Самые ранние перевернутые изображения, сделанные по фотографиям, свидетельствуют о свободе, которой Базелиц, по его собственным словам, добился, играя с разнообразными мотивами и стилями. Последующие залы рассказывают, как он оттачивал технику перевернутой картины, усиливая абстрактность и все больше упрощая подход к изображению фигур. В этот период он жил в замке в Нижней Саксонии, создавая произведения, принесшие ему славу во время бума неоэкспрессионизма в начале 1980-х.

Скульптуры «Женщины» Георга Базелица. Экспозиция в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou
Скульптуры «Женщины» Георга Базелица. Экспозиция в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou

Если в ранних картинах Базелица очевидна тонкая работа с источниками, то его скульптуры, вызвавшие скандал в павильоне Германии на Венецианской биеннале 1980 года из-за того, что в позе «Модели для скульптуры» (1979–1980) угадывалось нацистское приветствие, выдают поверхностное понимание африканской скульптуры, которую художник коллекционирует. А дебри 1990–2000-х, когда Базелиц теряет нить, перерабатывает собственное творчество и в целом толчет воду в ступе, кураторы мудро резюмируют всего в паре залов.  

Центр Помпиду
«Георг Базелиц. Ретроспектива»
До 7 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+