18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Бабочки и мотыльки Джонса вспорхнули спустя столетия

Одна из многочисленных иллюстраций Уильяма Джонса к его энтомологическому компендиуму. Фото: Thames & Hudson
Одна из многочисленных иллюстраций Уильяма Джонса к его энтомологическому компендиуму.
Фото: Thames & Hudson
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Британский художник и натуралист Уильям Джонс буквально всю свою жизнь посвятил изображению разных видов чешуекрылых насекомых. Фундаментальный труд «Иконотипы» с его рисунками выпущен сейчас в факсимильном формате

На рубеже XVIII–XIX веков талантливый художник, ученый и натуралист Уильям Джонс (1735–1818) «из Челси» создал почти 1,3 тыс. изображений бабочек и мотыльков, используя образцы 856 видов из коллекций лондонских энтомологов. Среди соратников и поклонников творчества Джонса были датский зоолог Иоганн Христиан Фабриций, один из самых способных учеников шведского ученого Карла Линнея, врач и коллекционер Уильям Хантер (в честь него назван Хантеровский музей в Глазго) и ботаник Джозеф Бэнкс.

Много позже неопубликованный и до начала XX века находившийся в частных руках архив Джонса попал в Оксфордский университет, и его семь томов были объединены в книгу Icones («Иллюстрации»). Бабочки в ней демонстрировали чрезвычайное разнообразие природных видов в эпоху Джонса. Его иллюстрации удивительно точны по форме и цвету, это уникальное сочетание науки и искусства. Впервые эти изображения стали доступны для широкой публики онлайн в 2015 году — теперь же они представлены в бумажном факсимильном издании, которое именуется «Иконотипы: компендиум бабочек и мотыльков».

Iconotypes: A compendium of butterflies and moths. Jones’s Icones Complete/Introduction by Richard I. Vane-Wright. Thames & Hudson; Oxford University Museum of Natural History. 688 c.: 1600 цв. ил. £65. На английском языке
Iconotypes: A compendium of butterflies and moths. Jones’s Icones Complete/Introduction by Richard I. Vane-Wright. Thames & Hudson; Oxford University Museum of Natural History. 688 c.: 1600 цв. ил. £65. На английском языке

Большое научное значение имеет тот факт, что Фабриций в описании 231 вида руководствовался изображениями Джонса (отсюда слово «иконотипы» в названии книги). Среди них — рисунок описанной Фабрицием в 1793 году ямайской эндемичной бабочки «парусник Гомера» (Papilio homerus), одного из всего четырех видов бабочек, в наше время охраняемых международной конвенцией. Превосходно запечатлена бабочка «британский большой аргус», давно вымершая. А еще Джонс изобразил печально известный вид «парусник» (Papilio ecclipsis) — бабочку Линнея, подделку вроде «пилтдаунского человека», — скопировав единственный образец, хранившийся в лондонском Музее естествознания. На самом деле это была изобретательно раскрашенная вручную лимонница, и, когда вскрылось мошенничество, образец был уничтожен самим музеем.

Вступление к книге, написанное бывшим сотрудником лондонского Музея естествознания Диком Вейн-Райтом, усиливает впечатление от иллюстраций. Эта научная статья превращается в увлекательное и всеобъемлющее повествование об эпохе. Тексты других авторов посвящены ранним исследованиям чешуекрылых, их коллекционированию и изображению в XVIII–XIX веках. Идет в книге речь и о вымирании видов по всему миру, причем проблема эта возникла отнюдь не из‑за активности энтомологов. Кстати, сообщение о «бабочках, которых сегодня нельзя встретить на Британских островах», не совсем верно: «клетчатый шкипер» по сию пору живет и здравствует в Шотландии.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+