18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Лисы» могут стать самой дорогой работой экспрессиониста Франца Марка

Франц Марк. «Лисы». 1913. Фрагмент. Фото: Christie's
Франц Марк. «Лисы». 1913. Фрагмент.
Фото: Christie's

Полотно Франца Марка «Лисы», возвращенное наследникам жертвы нацизма из музейной коллекции, будет продано на аукционе Christie’s с эстимейтом около £35 млн

На аукцион Christie’s 1 марта будет выставлена работа немецкого экспрессиониста Франца Марка (1880–1916), редкого в частных собраниях. Предварительная оценка картины сообщается по запросу и составляет около £35 млн.

Полотно «Лисы», написанное художником в 1913 году, неодолимо привлекает взгляд сочетанием трогательного сюжета — две сидящие рядом изящные лисички — и жесткой призматической структуры композиции. Картина написана на пике творчества рано умершего художника (он был призван в армию и убит в битве при Вердене). История этого произведения известна с момента создания и насыщена действующими лицами и драматическими поворотами.

Художник дорожил «Лисами» и включил их в число экспонатов своей передвижной ретроспективы 1913 года и чуть позже выставки «Круга современного искусства» в Стеделейк-музее в Амстердаме. После его смерти в марте 1916 года «Лисы» перешли в собственность вдовы художника, Марии Марк. Как рассказывают в аукционном доме Christie’s, позже она напишет, что картина была одной из ее «самых любимых» работ мужа и что она сожалеет о ее продаже, произошедшей в том же году. Первым покупателем стал пропагандист авангардного искусства и основатель журнала Der Sturm Герварт Вальден. В последующее десятилетие «Лисы» принадлежали Францу Клюксену и Максу Леону Флеммингу, меценату и предпринимателю из Гамбурга. В 1928 году Флемминг продал «Лис» Курту Грави, банкиру еврейского происхождения из Берлина, и его жене Эльзе.

Франц Марк. «Лисы». 1913. Фото: Christie's
Франц Марк. «Лисы». 1913.
Фото: Christie's

После прихода к власти национал-социалистов бизнес Грави был насильственно ликвидирован, а сам он на несколько недель заключен в концлагерь Заксенхаузен. В конце 1939 года он бежал через Бельгию в Сантьяго-де-Чили. К тому времени семья стала нищей, и Грави мог полагаться только на друзей. С их помощью он перевез «Лис» в Нью-Йорк, где они в 1940 году были проданы по неизвестной цене немецко-американскому кинорежиссеру и актеру Уильяму Дитерле. В 1961 году «Лисы» купил Гельмут Хортен, который передал их в дар городским художественным коллекциям Дюссельдорфа, где они и выставлялись.

Дело о возвращении картины наследникам Грави тянулось долго, ведь он продал ее уже после того, как покинул нацистскую Германию. Тем не менее согласительная комиссия решила, что продажа была «настолько тесно связана с преследованием национал-социалистов, что место ее проведения становится второстепенным»; и музей был вынужден отдать «Лис».

Франц Марк. «Судьба животных». 1913. Фото: Kunstmuseum Basel
Франц Марк. «Судьба животных». 1913.
Фото: Kunstmuseum Basel

Художник много писал животных в движении, развиваясь в направлении, параллельном итальянскому футуризму. Среди самых известных — огромный и мрачный, пронизанный острыми формами холст «Судьба животных» (1913), который хранится в Художественном музее Базеля. Нередки в его творчестве лошади, синие или красные (среди самых дорогих — «Пасущиеся кони III», проданные за £12 млн). В коллекции Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке представлена скачущая «Желтая корова». Полотно с лисицами может стать самым дорогим произведением Франца Марка из представленных на аукционах.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+