18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Метрополитен-музей показывает, как любовь Уолта Диснея к стилю рококо изменила облик мультипликации

Концепт-эскиз для «Красавицы и чудовища» Мела Шоу. 1991. Фото: Walt Disney Animation Research Library
Концепт-эскиз для «Красавицы и чудовища» Мела Шоу. 1991.
Фото: Walt Disney Animation Research Library
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Выставка «Анимация французского декоративно-прикладного искусства» рассказывает, как гений мультипликации вдохновлялся севрским фарфором, канделябрами и часами в стиле буль и использовал эти мотивы в «Золушке» и «Спящей красавице»

Может показаться, что подаривший миру Микки-Мауса и Диснейленд Уолт Дисней — настолько же неоспоримо американское явление, как чизбургер или кола. Но организаторы выставки «Вдохновение Уолта Диснея. Анимация французского декоративно-прикладного искусства» в Метрополитен-музее показывают, что у знаменитого художника-мультипликатора был вкус французского придворного и он черпал вдохновение для фильмов и парков развлечений в замысловатом убранстве дореволюционной Франции.

Миниатюрная модель французского будуара эпохи Людовика XV, спроектированная Нарциссой Ниблэк Торн. Около 1937. Фото: The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY
Миниатюрная модель французского будуара эпохи Людовика XV, спроектированная Нарциссой Ниблэк Торн. Около 1937.
Фото: The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY

Оживление неживого было излюбленным приемом европейского рококо: дизайнеры и ремесленники инстинктивно размывали границы между человеком, животными и предметами, создавая позолоченные рожки канделябров, напоминающие человеческие руки, ручки фарфоровых ваз в форме слоновьих хоботов и карикатурные фигурки, которые выглядят как диснеевские персонажи до Диснея. И это вовсе не совпадение, поскольку, работая над фильмами и парками развлечений, диснеевские художники-мультипликаторы и дизайнеры под влиянием самого основателя анимационной студии десятилетиями обращались к визуальному наследию XVIII века. Эта связь стала основной темой выставки, в которой 60 образцов европейского дизайна XVIII столетия, в том числе часы в стиле буль и севрский фарфор, объединили с 150 подготовительными материалами к таким мультипликационным фильмам, как «Золушка» и «Спящая красавица», предоставленными на выставку библиотекой Walt Disney Animation и другими коллекциями.

Севрская мануфактура. Вазы в виде башен. Около 1762. Фото: Courtesy of the Huntington Art Museum, San Marino, California
Севрская мануфактура. Вазы в виде башен. Около 1762.
Фото: Courtesy of the Huntington Art Museum, San Marino, California

Выставку открывает рассказ о личном знакомстве Уолта Диснея с Францией, произошедшем в 1918 году, когда сразу после Первой мировой войны он, еще несовершеннолетним, работал там водителем кареты скорой помощи. В 1935 году во время большого турне по Европе во Франции его чествовали как гения нового искусства кино, и он привез из той поездки сотни иллюстрированных книг. Эти материалы повлияли на многие диснеевские проекты, кульминацией чего стал мультипликационный фильм 1991 года «Красавица и чудовище» — воплощение задумки, появившейся у Диснея еще в ­1930-е, но реализованной лишь спустя годы после его смерти. Оглушительный антропоморфизм этого мультфильма представлен на выставке в подготовительных материалах к образу Когсворта — поющих и танцующих часов с маятником. А образы в стиле рококо отсылают к таким источникам, как фарфоровая композиция «Фаустина Бордони и лис» (около 1743) мейсенской мануфактуры, изображающая итальянскую оперную диву с аккомпанирующим ей на рояле зверем.

Как оказалось, в коллекции Метрополитен-музея еще с конца 1930-х годов есть произведение Диснея! Это «Стервятники» — гуашь на целлулоидной пленке, созданная для мультфильма 1937 года «Белоснежка и семь гномов».  

Метрополитен-музей
«Вдохновение Уолта Диснея. Анимация французского декоративно-прикладного искусства»
До 6 марта

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+