18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

В Петропавловской крепости разбирают механику русского авангарда

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Иллюстрация к книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1933. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Иллюстрация к книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1933.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Государственный музей истории Санкт-Петербурга представляет проект «Русский авангард: механика, конструкция, быт». Среди экспонатов — архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, фарфор, дизайн, а также живопись и графика

Государственный музей истории Санкт-Петербурга объединил на выставке «Русский авангард: механика, конструкция, быт» экспонаты из 14 российских музеев, в том числе Эрмитажа, Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, Третьяковской галереи, а также институтов, архивов и частных коллекций.

Среди экспонатов — архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, живопись, графика, образцы текстиля, фарфор, предметы быта. Все эти произведения авангарда так или иначе связаны с темой модернизации и механизации производства, современной техникой и влиянием этих тенденций на повседневную жизнь.

Александр Родченко. Рекламный плакат для Акционерного общества «Добролёт». 1923. Фото: Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
Александр Родченко. Рекламный плакат для Акционерного общества «Добролёт». 1923.
Фото: Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

За живописное наследие художников‑авангардистов отвечают работы Александра Родченко и его жены Варвары Степановой. Впрочем, наряду с их живописью и графикой можно увидеть результаты экспериментов с объемными формами, фотографии, обложки журналов «ЛЕФ» (Левый фронт искусств) и «Новый ЛЕФ».

Плакатное искусство эпохи представлено московскими и петроградскими «Окнами РОСТА» периода нэпа, созданными Родченко, Степановой, Антоном Лавинским, фотомонтажами Дмитрия Буланова, Густава Клуциса, Валентина Кулагина, Сергея Сенькина.

Целый раздел посвящен архитектурным проектам 1920–1930-х годов известных архитекторов Владимира Гальперина, Сергея Некрасова, Александра Никольского, Андрея Олема. Их дополняют эскизы убранства городов к революционным праздникам, выполненные Натаном Альтманом, Борисом Кустодиевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Лебедевым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Владимиром Щуко.

Михаил Пещеров по эскизу Сергея Чехонина. Тарелка «Кубистическая с молотом». 1919. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Михаил Пещеров по эскизу Сергея Чехонина. Тарелка «Кубистическая с молотом». 1919.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Агитация распространялась и на предметы быта. На выставке можно увидеть агитационный текстиль, эскизы рабочих костюмов (знаменитая проз­одежда), экспериментальные модели одежды для «нового человека» и эскизы костюмов для театральных постановок, разработанные Любовью Поповой, Александром Родченко, Варварой Степановой, Александрой Экстер, эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем» Казимира Малевича и Эль Лисицкого и к фильму «Аэлита», эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда.  

Государственный музей истории Санкт-Петербурга
«Русский авангард: механика, конструкция, быт»
До 30 мая

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+