18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Государственном Эрмитаже открыли Галерею Петра Великого

Зал № 158. Вид экспозиции. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Зал № 158. Вид экспозиции.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Мемориальные вещи и произведения искусства, включая прижизненный восковой бюст работы Растрелли и изготовленное императором паникадило для собора Петропавловской крепости, представлены в экспозиции, созданной при поддержке ПАО «Газпром»

Первые три зала новой постоянной экспозиции Зимнего дворца «Культура России в первой половине XVIII века» открыли в Эрмитаже. Они посвящены прославленному российскому императору, и с них начинается Галерея Петра Великого.

Как рассказал генеральный директор музея Михаил Пиотровский, залы издавна были отданы именно под эту тему. Собрать мемориальные вещи Петра I, чтобы создать его галерею, повелел еще Николай I в XIX веке; коллекция, возникшая в Зимнем дворце по его приказу, остается ядром экспозиции. Однако постоянные посетители Эрмитажа заметят значительные изменения, коснувшиеся ее. Помимо приведения в порядок интерьеров, были перемещены многие предметы, например убраны большие шкафы с инструментами Петра, загромождавшие один из залов анфилады. Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые. Открытие обновленной галереи приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения императора, которое в этом году отмечается чередой мероприятий по всей России.

Первый из залов Галереи Петра Великого — Ротонда (зал № 156), в центре которой с давних пор установлена модель триумфального столпа 1720-х годов, прославляющего победы в Северной войне, авторства Бартоломео Растрелли. Теперь вдоль стен Ротонды можно увидеть и другие экспонаты на победную тему: седло Карла XII, ставшее трофеем фельдмаршала Бориса Шереметева, одну из первых российских батальных картин «Полтавское сражение 1709 года» кисти Луи Каравака, ажурный бюст императора, также созданный Растрелли.

Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

В следующем зале (№ 157) демонстрируется живопись петровского времени. «Мы не делаем революцию в реэкспозиции, — рассказывают сотрудники музея, — многие вещи находились тут ранее. Но мы не повторяем прошлую экспозицию, а меняем концепцию». Среди представленных картин — работы петровских пенсионеров Андрея Матвеева и Ивана Никитина, портреты императора, членов его семьи и сподвижников, включая как недавние открытия, так и вещи, хорошо знакомые зрителям и специалистам. Из свежих произведений живописи, появившихся в этом зале, — две только что отреставрированные картины кисти неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались. Это раннее русское батальное полотно «Сражение при Добром в 1708 году» и профильный «Портрет Феофана Прокоповича» в полный рост в архиерейском облачении. Они поступили в Эрмитаж в 1941 году в очень плохом состоянии, с утратами и следами хранения в свернутом виде, и только теперь наконец приведены в порядок.

Полотна неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Полотна неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Внимание в этом зале приковывает уникальный восковой портрет Петра, созданный Бартоломео Карло Растрелли в 1720-е годы по прижизненной маске, снятой с лица императора, и покрытый париком, сделанным из его собственных волос. Этот бюст был куплен в 1861 году Александром II у княгини Одескальки специально для пополнения мемориальной галереи великого предка. Учитывая крайнюю хрупкость материала, из которого выполнен бюст, его хранение требует особых условий. Теперь он получил дорогостоящую климатическую витрину — в этой конструкции, помимо особого освещения и герметичных швов, имеется сорбент, который регулирует температуру и влажность.

Обновление экспозиции, включая витрину, было проведено при меценатской поддержке ПАО «Газпром». «Очень символично, что старт юбилейным мероприятиям, которые пройдут в этом году по всей стране, мы даем именно здесь, в Петербурге — в детище Петра Великого, в столице Российской империи, в ее сокровищнице — в Эрмитаже», — сказал на открытии галереи председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

В экспозиции представлены портреты императора, членов его семьи и сподвижников. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
В экспозиции представлены портреты императора, членов его семьи и сподвижников.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Наконец, в третьем зале (№ 158) мы видим мемориальные предметы, связанные с императором. При создании памятной галереи по приказу Николая I в Зимнем были собраны подлинные вещи из других петербургских дворцов и загородных резиденций, образовав таким образом огромную коллекцию. Это одежда императора, инструменты, научные приборы, его собственноручные изделия, личные вещи (включая небольшой карандашик), походная аптечка, артефакты, которые он коллекционировал, дав начало Кунсткамере, и многое другое. Предметов гардероба, принадлежавших Петру, здесь, однако, выставлено только два. Несмотря на то что в коллекции Эрмитажа сохранилось огромное количество его одежды, в Зимнем дворце ее почти не увидеть, она выставляется отдельно в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Из предметов живописи привлекает внимание портрет учителя Петра — Франца Федоровича Тиммермана, также показанный впервые.

В третьем зале (№ 158) собраны мемориальные предметы, связанные с императором. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
В третьем зале (№ 158) собраны мемориальные предметы, связанные с императором.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Центральным элементом экспозиции этого зала стало костяное многоярусное паникадило на 27 свечей, для которого сделана новейшая витрина. Оно было изготовлено Петром и мастерами его токарни для украшения собора Петропавловской крепости, однако до смерти императора закончить работу над ним не успели, поэтому сразу после ее завершения светильник передали в мемориальное собрание его вещей. Паникадило тоже прошло реставрацию, сложность которой была продиктована тем, что оно состоит из нескольких видов органических материалов: слоновой и мамонтовой кости, панциря черепахи и черного дерева, которые под воздействием времени и климата меняются по-разному. Ранее паникадило выставляли в Эрмитаже, но не так торжественно.

Вид экспозиции. Фото: Государственный Эрмитаж
Вид экспозиции.
Фото: Государственный Эрмитаж

Среди других предметов в этом зале — более мелкая резьба по кости, бронзовые и медные медальоны, предметы стекла начала XVIII века, мемориальные вещи, подаренные русским императорам по время их визитов в нидерландский Зандам, включая куклу в костюме голландки и модель домика Петра.

Как сообщил Михаил Пиотровский, следующие восемь залов постоянной экспозиции «Культура России в первой половине XVIII века» откроются в течение этого года, начиная с мая. В них будет продолжена тема Петра Великого. В частности, будут представлены его станки и токарные инструменты, а также мебель и другие предметы быта, украшения. Остальные залы будут посвящены послепетровскому времени с фокусом на периоде правления «дщери Петровой» Елизаветы.

Среди других меценатских проектов «Газпрома» к 350-летию Петра I — экспозиция на территории Петропавловской крепости, рассказывающая о поиске и обследовании затонувших кораблей XVIII века; проект «Имперский зал» на основе императорской коллекции Кунсткамеры; реставрация картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной горке»; и «30 картин из жизни Петра Великого» на Марсовом поле.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+