18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Евгений Гранильщиков: «Мои работы — комментарии к современному историческому процессу»

Евгений Гранильщиков. Фото: ГУМ-Red-Line
Евгений Гранильщиков.
Фото: ГУМ-Red-Line
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Видеохудожник и режиссер рассуждает о том, легко ли быть художником, о значимости истории в ситуации, когда она экспроприирована государством, об уходящем моменте, разрыве и восстановлении связей, а также о табу в современном арт-сообществе

Как складывалась ваша карьера художника до признания арт-сообществом? Чем вы занимались?

Период, когда я учился в Лицее анимационной кинематографии, потом в Институте журналистики и литературного творчества, затем в Школе Родченко, уже так мифологизирован, что я и сам не всегда понимаю, где правда, а где вымысел. Я помню, что мне были интересны музыка, архитектура, анимация, кино и документальная фотография, но я не знал, куда меня приведут эти оторванные друг от друга увлечения. После первого года обучения в Школе Родченко они вылились в практику работы с движущимися изображениями. Но я никогда не думал, что буду заниматься чем-то близким к кино.

Досье
Евгений Гранильщиков
Видеохудожник, режиссер

Родился в 1985 году в Москве.
Выпускник Лицея анимационной кинематографии, Института журналистики и литературного творчества, Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко.
Лауреат Премии Кандинского (2013), финалист премии «Инновация» (2014, 2015, 2018), премии Международного кинофестиваля в Висбадене, грантовой программы музея «Гараж» (2014, 2015, 2016), Open Frame Award кинофестиваля GoEast (2016), обладатель специального приза «Инновации» — Премии Посольства Франции (2015).
Персональные выставки проходили в ЦВЗ «Манеж», Мультимедиа Арт Музее и на «Винзаводе». Участник XXXVII Московского международного кинофестиваля, Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF), фестиваля арт-кино Kino der Kunst.

Еще…

Что было поворотным моментом, заставившим обратиться к искусству?

Наверное, он случился после первого курса в Школе Родченко, когда у многих студентов начинается депрессия, пропадает интерес к искусству, возникают фрустрация и агрессия. У меня тоже появились эти симптомы, и я понял, что нужна перезагрузка. И я отправился в Прагу. Там я ничего не делал, гулял по городу и ходил по музеям. Когда я вернулся, то понял, что хочу снимать видео, хотя в Школу Родченко я поступил на курс по документальной фотографии.

Вы критичны по отношению к себе?

Да, и это доходит до каких-то болезненных состояний. Я уничтожил кучу своих работ во время обучения в Школе Родченко. Когда я снял Unfinished Film, он попал в программу Международного фестиваля короткометражного кино в Оберхаузене, но на премьере я думал лишь о том, как весь его перемонтирую. И хотя этот фильм потенциально бесконечен, я закончил работу над той, первой версией только через полгода после премьеры в Германии.

Евгений Гранильщиков. Unfinished Film. 2015. Кадр из видео. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. Unfinished Film. 2015. Кадр из видео.
Фото: Архив художника

У вас бывают кризисные моменты?

После того как год назад я сделал небольшой кинофестиваль видео-арта в ГУМе, появилось ощущение, что я больше не хочу делать выставки. Я растерялся, и у меня возникли мысли, что, может быть, сейчас не самое удачное время для искусства. Я мучился вопросом: может ли художник, живущий в России, позволить себе не быть художником какое-то время? А потом случилась выставка в культурном пространстве «Рихтер» (в июле 2021 года), которая стала очень важной для меня, потому что вернула ощущение вовлеченности в процессы искусства. Именно там удалось создать ситуацию, в которой удачно сочетались архитектура, темпоральность и политическое высказывание.

Евгений Гранильщиков. «Ты и я и все эти вещи между нами». Вид экспозиции в пространстве «Рихтер». 2021. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. «Ты и я и все эти вещи между нами». Вид экспозиции в пространстве «Рихтер». 2021.
Фото: Архив художника

Как вы оцениваете ваш кураторский опыт?

В тот момент я не чувствовал сплоченности в арт-сообществе. Во время пандемии многие художники потеряли связь друг с другом. Эта ситуация меня сильно фрустрировала, и мне захотелось сделать общую выставку и пригласить разных художников. Если раньше, до середины 2010-х, в целом было ясно, что такое арт-сообщество, то в прошлом году мне перестало казаться, что я это понимаю, как будто все связи оборвались и растерялись, хотя я сам всегда воспринимал свою практику как партизанскую. Я переживал эту ситуацию, и мне хотелось восстановить утраченные связи.

Вы часто пытаетесь запечатлеть длительность уходящего момента. Ваша выставка «Как исполнять историю (часть 1)», которая прошла в ноябре в галерее XL, тоже об этом — о способе записи истории. Как она создавалась?

Мы с арт-критиком Александром Евангели делали сов­местную лекцию про Дзигу Вертова, и он в какой-то момент сказал, что главный медиум современности — это история, но сейчас она экспроприирована государством. Меня заинтересовала эта мысль. Я думаю, он сильно повлиял этим на мой проект в галерее XL и на его финальное название «Как исполнять историю?». Я пытался найти емкое высказывание, такое же точное, как выступление с политической трибуны, чтобы выразить свою позицию художника в ситуации, когда история нам не принадлежит. Эти работы являются комментариями к современному историческому процессу, поэтому они так метафоричны. Например, «Флаг» связан с цензурой. Мы видим достаточно театрализованную сцену, где на переднем плане лежит ткань. Это фотографический хромакей, символизирующий флаг. Меня, как художника, интересовал сам этот предмет — хромакей, пустой знак, который всегда можно чем-то заменить или наполнить.

Евгений Гранильщиков. «Флаг». 2021. Кадр из видео. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. «Флаг». 2021. Кадр из видео.
Фото: Архив художника

А что значит монотонное лопанье пузырчатой пленки в «Без названия»?

Это метафора пира во время чумы. Для меня важен акт солидарности людей, то, что они делают какое-то действие вместе, пускай и пустое. Но кажущиеся на первый взгляд простыми материалы содержат в себе скрытую угрозу. Например, пузырчатая пленка дико неэкологичная вещь. Скрытые свойства предметов, которые можно открыть, играют существенную роль для меня.

В другой работе вы месите тесто со стеклом.

Метафора замеса теста со стеклом в видео «Работа» является ключом ко всей выставке и посвящена труду художника или, например, историка. Как один, так и другой может пораниться о свои находки. Мы ведь не ожидаем от теста никакой угрозы…

Евгений Гранильщиков. «Работа». 2021. Кадр из видео. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. «Работа». 2021. Кадр из видео.
Фото: Архив художника

Как проходили съемки?

Я обосновался на «Фабрике» (Центр творческих инициатив «Фабрика» в Москве. — TANR), где у меня лежит все необходимое для съемок оборудование. Я планировал снимать ночью и позвал на съемки друзей и знакомых. Я познакомил многих ребят друг с другом, и недавно выяснилось, что все они общаются. Вообще, для меня важно снимать близких.

Как близкие друзья и подруги влияют на ваше творчество? Например, в фильме «В предрассветный час наши сны становятся ярче» вы использовали музыку композитора Нины Карлссон, от которой веет невероятной легкостью.

Музыка Нины идеально подходила, и я решил ее использовать. Весь этот фильм основан на моей личной жизни, когда я жил в Париже. Я там все время что-то снимал, но у меня не было изначальной цели сделать этот фильм.

Евгений Гранильщиков. «Последние праздники уходящего лета». Кадр из видео. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. «Последние праздники уходящего лета». Кадр из видео.
Фото: Архив художника

Непосредственное ощущение вечной молодости и la joie de vivre присутствует во всех ваших ранних работах. Почему вы решили отказаться от документации личной жизни?

Не думаю, что мой отказ от документации собственной жизни связан с исчерпанностью. Скорее, с переопределением целей. Я никогда не хотел сниматься в своих фильмах, но мне приходилось, потому что у меня не было актеров и съемочной группы. Сейчас я участвую в них в другом качестве — как автор или перформер.

То есть вы двигаетесь от личного к чему-то более универсальному?

Сейчас меня больше интересует объект, ситуация или метафора, а человек — в меньшей степени. Раньше я старался документировать жизнь, потому что у меня постоянно было ощущение, что завтра я проснусь и ничего этого уже не будет.

Евгений Гранильщиков. Unfinished Film. 2015. Кадр из видео. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. Unfinished Film. 2015. Кадр из видео.
Фото: Архив художника

Почему вы перестали снимать «чистую жизнь»?

Это связано с политической ситуацией. Я документировал и снимал фильмы, когда их еще было возможно снимать. Конец этих фильмов и разворот к перформативности произошел тогда, когда в России закончились митинги. Вернее, стали невозможны. Все мои фильмы были связаны с чувством свободы, с особым ощущением художника внутри политической ситуации, его связи с историей. Но сейчас понимаю, что именно эта методология нерезультативна. Может быть, через два года она снова станет для меня актуальной, но не теперь.

В мире современного искусства принято с некоторой иронией относиться к поп-культуре и российской эстраде. В одном из ваших фильмов, в «Тактике», снялась Вера Брежнева. Вы ощущали какой-нибудь конфликт с собой, приглашая ее к сотрудничеству?

Я написал сценарий, отправил его Вере, и он ей понравился. И так — легко, комфортно и с максимальным пониманием — началась наша совместная работа. Я понял, что интуи­ция насчет Веры меня не подвела, она оказалась удивительно классным человеком и невероятно ответственной. Кто решил, что поп-культура и современное искусство не могут объединяться? Наверное, с точки зрения арт-сообщества, наше сотрудничество выглядело провокационно, но я этих вещей совсем не понимаю. Меня всегда ужасно раздражает, что в современном искусстве существуют какие-то странные табу: нельзя говорить про современное искусство, что оно красивое, или нельзя просто взять и пригласить Веру Брежневу сниматься в фильме. Ситуация ограничений и система предвзятостей, развитая в современном искусстве, меня провоцируют делать все ровно наоборот.

Евгений Гранильщиков. «Работа». 2021. Кадр из видео. Фото: Архив художника
Евгений Гранильщиков. «Работа». 2021. Кадр из видео.
Фото: Архив художника

Что у вас в планах?

Я хочу доснять серию «лаконичных перформативных жестов» и открыть вторую часть проекта «Как исполнять историю?». Я бы очень хотел поработать с регионами, открыть проект, например, в Нижнем Новгороде или Екатеринбурге. Я мало кому об этом рассказывал, но примерно с 2016 года я сильно увлечен советским киноавангардом и последние три года в сотрудничестве с музеем «Гараж» снимаю свой второй полный метр. Он как раз о том, о чем мы говорили ранее — про схватывание жизни и различные подходы к документалистике. Это будет экспериментальный фильм, основанный на интерпретации «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова 1929 года. Я бы даже сказал, что это будет негативная версия того ­фильма.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+