Мисс Клара и другие жертвы цивилизации в каталоге выставки в Бирмингеме

Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта. Фото: The Barber Institute of Fine Arts
Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта.
Фото: The Barber Institute of Fine Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Жестокое обращение с животными — тема из сегодняшней повестки, но касается она и прошлого. Институт изящных искусств Барбера собрал в экспозиции множество давних примеров, а в каталожных эссе дал им всем обобщающие характеристики

Английский художник Уильям Хогарт (1697–1764) не раз обращался к теме жестокого обращения людей с животными. Серия его гравюр 1751 года «Четыре стадии жестокости» начинается с изображения вымышленного персонажа Тома Нерона, еще ребенком мучающего собаку. А завершается сюжет убийством, казнью и публичным рассечением тела Нерона равнодушными хирургами.

Чисто хронологически Хогарт вполне мог оказаться среди публики, приходившей посмотреть на самку индийского носорога по прозвищу Мисс Клара — панъевропейский тур с ее участием длился 17 лет. Голландский капитан Дауве Маут ван дер Meр привез ее в Европу еще детенышем и организовал модный гастрольный аттракцион того времени. Мисс Клара была увековечена на портретах маслом, в бронзе и керамике. Она «внезапно» скончалась в Лондоне в 1758 году, находясь там уже в третий раз.

Если бы Хогарт все же увидел это величавое и в то же время усталое, одинокое существо, он, несомненно, проникся бы к нему сочувствием и ощущением чуда. Эти же чувства, вероятно, испытывают теперь и посетители выставки «Мисс Клара и другие известные звери в искусстве» в Институте изящных искусств Барбера в британском Бирмингеме (до 27 февраля), и читатели каталога к ней. Негативное влияние человека на окружающую среду неоспоримо, как неоспорим и крайний дисбаланс между обществами чрезмерного потребления и всеми остальными живыми существами на планете. Рассматривая эту проблему в историческом контексте, директор Института Барбера Никола Калински во вступлении к книге рассматривает Клару «и как объект искусства, и как живое существо, яркая и грустная жизнь которого высвечивает межвидовые отношения и влияние социальных контактов между Западом и остальным миром в целом».

Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке
Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке

Три серьезных эссе — куратора выставки Роберта Уэнли («Клара и другие знаменитые звери»), а также Чарльза Эвери («Изображения слонов от Ренессанса до барокко») и Сэмюэла Шоу («Экзотические животные в частных зверинцах XIX века и публичных зоопарках») — предваряют статьи, в которых подробно рассмотрен широкий круг экспонатов.

В начале XX века популяция носорогов в дикой природе насчитывала 500 тыс. особей, сегодня их осталось всего 27 тыс. — из-за браконьерства и утраты среды обитания. Однако для потомков Клары есть некоторая надежда. Согласно данным Фонда дикой природы, благодаря усилиям зоозащитников число именно индийских носорогов увеличилось примерно с 200 до 3,7 тыс. особей за тот же период. Выставка и каталог, воздавая должное талантам художников и ремесленников, не игнорируют проблему эксплуатации животного и растительного мира в предыдущие столетия, напоминая нам о необходимости ра­зумных действий в XXI веке.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+