Мисс Клара и другие жертвы цивилизации в каталоге выставки в Бирмингеме

Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта. Фото: The Barber Institute of Fine Arts
Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта.
Фото: The Barber Institute of Fine Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Жестокое обращение с животными — тема из сегодняшней повестки, но касается она и прошлого. Институт изящных искусств Барбера собрал в экспозиции множество давних примеров, а в каталожных эссе дал им всем обобщающие характеристики

Английский художник Уильям Хогарт (1697–1764) не раз обращался к теме жестокого обращения людей с животными. Серия его гравюр 1751 года «Четыре стадии жестокости» начинается с изображения вымышленного персонажа Тома Нерона, еще ребенком мучающего собаку. А завершается сюжет убийством, казнью и публичным рассечением тела Нерона равнодушными хирургами.

Чисто хронологически Хогарт вполне мог оказаться среди публики, приходившей посмотреть на самку индийского носорога по прозвищу Мисс Клара — панъевропейский тур с ее участием длился 17 лет. Голландский капитан Дауве Маут ван дер Meр привез ее в Европу еще детенышем и организовал модный гастрольный аттракцион того времени. Мисс Клара была увековечена на портретах маслом, в бронзе и керамике. Она «внезапно» скончалась в Лондоне в 1758 году, находясь там уже в третий раз.

Если бы Хогарт все же увидел это величавое и в то же время усталое, одинокое существо, он, несомненно, проникся бы к нему сочувствием и ощущением чуда. Эти же чувства, вероятно, испытывают теперь и посетители выставки «Мисс Клара и другие известные звери в искусстве» в Институте изящных искусств Барбера в британском Бирмингеме (до 27 февраля), и читатели каталога к ней. Негативное влияние человека на окружающую среду неоспоримо, как неоспорим и крайний дисбаланс между обществами чрезмерного потребления и всеми остальными живыми существами на планете. Рассматривая эту проблему в историческом контексте, директор Института Барбера Никола Калински во вступлении к книге рассматривает Клару «и как объект искусства, и как живое существо, яркая и грустная жизнь которого высвечивает межвидовые отношения и влияние социальных контактов между Западом и остальным миром в целом».

Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке
Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке

Три серьезных эссе — куратора выставки Роберта Уэнли («Клара и другие знаменитые звери»), а также Чарльза Эвери («Изображения слонов от Ренессанса до барокко») и Сэмюэла Шоу («Экзотические животные в частных зверинцах XIX века и публичных зоопарках») — предваряют статьи, в которых подробно рассмотрен широкий круг экспонатов.

В начале XX века популяция носорогов в дикой природе насчитывала 500 тыс. особей, сегодня их осталось всего 27 тыс. — из-за браконьерства и утраты среды обитания. Однако для потомков Клары есть некоторая надежда. Согласно данным Фонда дикой природы, благодаря усилиям зоозащитников число именно индийских носорогов увеличилось примерно с 200 до 3,7 тыс. особей за тот же период. Выставка и каталог, воздавая должное талантам художников и ремесленников, не игнорируют проблему эксплуатации животного и растительного мира в предыдущие столетия, напоминая нам о необходимости ра­зумных действий в XXI веке.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+