18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мисс Клара и другие жертвы цивилизации в каталоге выставки в Бирмингеме

Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта. Фото: The Barber Institute of Fine Arts
Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта.
Фото: The Barber Institute of Fine Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Жестокое обращение с животными — тема из сегодняшней повестки, но касается она и прошлого. Институт изящных искусств Барбера собрал в экспозиции множество давних примеров, а в каталожных эссе дал им всем обобщающие характеристики

Английский художник Уильям Хогарт (1697–1764) не раз обращался к теме жестокого обращения людей с животными. Серия его гравюр 1751 года «Четыре стадии жестокости» начинается с изображения вымышленного персонажа Тома Нерона, еще ребенком мучающего собаку. А завершается сюжет убийством, казнью и публичным рассечением тела Нерона равнодушными хирургами.

Чисто хронологически Хогарт вполне мог оказаться среди публики, приходившей посмотреть на самку индийского носорога по прозвищу Мисс Клара — панъевропейский тур с ее участием длился 17 лет. Голландский капитан Дауве Маут ван дер Meр привез ее в Европу еще детенышем и организовал модный гастрольный аттракцион того времени. Мисс Клара была увековечена на портретах маслом, в бронзе и керамике. Она «внезапно» скончалась в Лондоне в 1758 году, находясь там уже в третий раз.

Если бы Хогарт все же увидел это величавое и в то же время усталое, одинокое существо, он, несомненно, проникся бы к нему сочувствием и ощущением чуда. Эти же чувства, вероятно, испытывают теперь и посетители выставки «Мисс Клара и другие известные звери в искусстве» в Институте изящных искусств Барбера в британском Бирмингеме (до 27 февраля), и читатели каталога к ней. Негативное влияние человека на окружающую среду неоспоримо, как неоспорим и крайний дисбаланс между обществами чрезмерного потребления и всеми остальными живыми существами на планете. Рассматривая эту проблему в историческом контексте, директор Института Барбера Никола Калински во вступлении к книге рассматривает Клару «и как объект искусства, и как живое существо, яркая и грустная жизнь которого высвечивает межвидовые отношения и влияние социальных контактов между Западом и остальным миром в целом».

Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке
Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке

Три серьезных эссе — куратора выставки Роберта Уэнли («Клара и другие знаменитые звери»), а также Чарльза Эвери («Изображения слонов от Ренессанса до барокко») и Сэмюэла Шоу («Экзотические животные в частных зверинцах XIX века и публичных зоопарках») — предваряют статьи, в которых подробно рассмотрен широкий круг экспонатов.

В начале XX века популяция носорогов в дикой природе насчитывала 500 тыс. особей, сегодня их осталось всего 27 тыс. — из-за браконьерства и утраты среды обитания. Однако для потомков Клары есть некоторая надежда. Согласно данным Фонда дикой природы, благодаря усилиям зоозащитников число именно индийских носорогов увеличилось примерно с 200 до 3,7 тыс. особей за тот же период. Выставка и каталог, воздавая должное талантам художников и ремесленников, не игнорируют проблему эксплуатации животного и растительного мира в предыдущие столетия, напоминая нам о необходимости ра­зумных действий в XXI веке.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+