18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецию к 2100 году разрушит повышение уровня моря

Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры. Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры.
Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Венецианский институт науки, литературы и искусства призывает премьер-министра Италии Марио Драги принять меры по спасению города, здания которого разрушаются из-за неуклонного повышения уровня воды

По случаю 26-й конференции ООН по климату КС-26 одна из самых авторитетных итальянских научных организаций — Венецианский институт науки, литературы и искусства — обратилась к премьер-министру Италии Марио Драги с просьбой создать новый комитет для защиты Венеции от повышения уровня моря. Ведь не только Венеция, но и Италия в целом не выработала четкой национальной стратегии по борьбе с этой проблемой.

Ученые давно предупреждают, что относительный уровень моря в Средиземноморье будет повышаться с той же скоростью, что и в океанах; в 2011 году эксперты CNR-ISMAR, ведущего итальянского исследовательского института океанологии, заявили, что, без сомнений, в итоге он достигнет значения, которое положит конец существованию Венецианской лагуны и города.

Региональные прогнозы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) на 2021 год предусматривают повышение относительного уровня моря к концу столетия на 28–55 см при оптимистичной оценке последствий глобального потепления и на 63–101 см при пессимистичной. В случае Венеции любой сценарий усугубится оседанием геологической платформы, на которой расположен город, примерно на 2 мм в год. Вероятно, барьеры — проект MOSE — придется закрывать более 260 раз в год, что нанесет непоправимый ущерб экосистеме лагуны и городу.

Наводнение в Венеции в 2019 году. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС
Наводнение в Венеции в 2019 году.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС

«Средний уровень воды в Венеции достиг самой высокой отметки за всю историю города. С 1897 года (когда нулевая точка отсчета была установлена на мареографе Пунта делла Салюте) уровень воды в лагуне поднялся как минимум на 35 см, — говорит Марио Пьяна, архитектор собора Святого Марка, профессор венецианского университета IUAV, член Венецианского института науки, литературы и искусства. — Соленая вода, пропитывающая грунт, в который вбиты сваи построек, медленно поднимается по несущим стенам метр за метром. Это непрерывный процесс. Вода испаряется, что приводит к уже аномальной концентрации солей (в 1 куб. м стены нередко можно обнаружить 70–80 кг соли), которые растворяются и кристаллизуются снова и снова, разрушая фундаменты и кирпичные стены. Повреждено уже около 15 тыс. зданий. Стены „едут“ — а это самое опасное для каменной кладки. Ущерб, вызванный капиллярной влагой, можно сдержать, если создать влагонепроницаемые каналы в стенах, при этом удалив нижние уровни кладки и заменив их новыми. Другой путь — процесс обессоливания стен с помощью длительной промывки, позволяющей лучше сохранить исторический облик здания. Однако польза от всех этих сложных и дорогостоящих мер уменьшится, если уровень воды поднимется всего на 20–30 см (а это как раз то, что прогнозируется в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата 2021 года, если глобальное потепление ограничится двумя градусами), и полностью сведется на нет, если подъем составит 70 см (при повышении на три градуса)».

Инициаторы открытого письма, бывший и нынешний президенты Венецианского института Герардо Орталли и Андреа Ринальдо, а также автор этой статьи считают, что Драги должен найти радикально новый подход к управлению защитой Венеции и ее лагуны. Авторы письма призывают создать новый комитет, наделенный всеми полномочиями, который был бы независимым от местных политических разборок и мог бы действительно защитить Венецию, определив ее экосистему на столетия вперед. В качестве примера для подражания приводится программа «Дельта» в Нидерландах — так может выглядеть новая организация. Многие считают, что к вопросу стоит привлечь Европейский союз. 

Автор статьи в 1999–2012 годах возглавляла фонд «Венеция в опасности», является членом Венецианского института науки, литературы и искусства и редактором-основателем The Art Newspaper.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+