Венецию к 2100 году разрушит повышение уровня моря

Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры. Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры.
Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Венецианский институт науки, литературы и искусства призывает премьер-министра Италии Марио Драги принять меры по спасению города, здания которого разрушаются из-за неуклонного повышения уровня воды

По случаю 26-й конференции ООН по климату КС-26 одна из самых авторитетных итальянских научных организаций — Венецианский институт науки, литературы и искусства — обратилась к премьер-министру Италии Марио Драги с просьбой создать новый комитет для защиты Венеции от повышения уровня моря. Ведь не только Венеция, но и Италия в целом не выработала четкой национальной стратегии по борьбе с этой проблемой.

Ученые давно предупреждают, что относительный уровень моря в Средиземноморье будет повышаться с той же скоростью, что и в океанах; в 2011 году эксперты CNR-ISMAR, ведущего итальянского исследовательского института океанологии, заявили, что, без сомнений, в итоге он достигнет значения, которое положит конец существованию Венецианской лагуны и города.

Региональные прогнозы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) на 2021 год предусматривают повышение относительного уровня моря к концу столетия на 28–55 см при оптимистичной оценке последствий глобального потепления и на 63–101 см при пессимистичной. В случае Венеции любой сценарий усугубится оседанием геологической платформы, на которой расположен город, примерно на 2 мм в год. Вероятно, барьеры — проект MOSE — придется закрывать более 260 раз в год, что нанесет непоправимый ущерб экосистеме лагуны и городу.

Наводнение в Венеции в 2019 году. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС
Наводнение в Венеции в 2019 году.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС

«Средний уровень воды в Венеции достиг самой высокой отметки за всю историю города. С 1897 года (когда нулевая точка отсчета была установлена на мареографе Пунта делла Салюте) уровень воды в лагуне поднялся как минимум на 35 см, — говорит Марио Пьяна, архитектор собора Святого Марка, профессор венецианского университета IUAV, член Венецианского института науки, литературы и искусства. — Соленая вода, пропитывающая грунт, в который вбиты сваи построек, медленно поднимается по несущим стенам метр за метром. Это непрерывный процесс. Вода испаряется, что приводит к уже аномальной концентрации солей (в 1 куб. м стены нередко можно обнаружить 70–80 кг соли), которые растворяются и кристаллизуются снова и снова, разрушая фундаменты и кирпичные стены. Повреждено уже около 15 тыс. зданий. Стены „едут“ — а это самое опасное для каменной кладки. Ущерб, вызванный капиллярной влагой, можно сдержать, если создать влагонепроницаемые каналы в стенах, при этом удалив нижние уровни кладки и заменив их новыми. Другой путь — процесс обессоливания стен с помощью длительной промывки, позволяющей лучше сохранить исторический облик здания. Однако польза от всех этих сложных и дорогостоящих мер уменьшится, если уровень воды поднимется всего на 20–30 см (а это как раз то, что прогнозируется в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата 2021 года, если глобальное потепление ограничится двумя градусами), и полностью сведется на нет, если подъем составит 70 см (при повышении на три градуса)».

Инициаторы открытого письма, бывший и нынешний президенты Венецианского института Герардо Орталли и Андреа Ринальдо, а также автор этой статьи считают, что Драги должен найти радикально новый подход к управлению защитой Венеции и ее лагуны. Авторы письма призывают создать новый комитет, наделенный всеми полномочиями, который был бы независимым от местных политических разборок и мог бы действительно защитить Венецию, определив ее экосистему на столетия вперед. В качестве примера для подражания приводится программа «Дельта» в Нидерландах — так может выглядеть новая организация. Многие считают, что к вопросу стоит привлечь Европейский союз. 

Автор статьи в 1999–2012 годах возглавляла фонд «Венеция в опасности», является членом Венецианского института науки, литературы и искусства и редактором-основателем The Art Newspaper.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+