18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Картина, пропавшая 40 лет назад, не только нашлась, но и оказалась Рембрандтом

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Экспертиза работы с изображением пожилого мужчины, похищенной в 1979 году во время крупнейшего в ГДР ограбления музея, позволяет предположить, что портрет создан самим Рембрандтом, а не Яном Ливенсом, как считалось прежде

Картина, пропавшая в результате крупнейшей в Восточной Германии музейной кражи и найденная в 2019 году, может оказаться работой Рембрандта — об этом говорят исследования и экспертиза, проведенные кураторами замка Фриденштайн в Готе. Портрет пожилого бородатого мужчины, датируемый 1629–1632 годами, был в числе пяти работ старых мастеров, возвращенных в прошлом году в замок Фриденштайн, через четыре с лишним десятилетия после похищения в декабре 1979 года. Все пять картин теперь отреставрированы и участвуют в выставке «Назад в Готу! Пропавшие шедевры», которая продлится до августа 2022 года в замке Фриденштайн.

Портрет старика, сильнее других пострадавший при краже и получивший глубокие царапины, на протяжении многих лет приписывался Яну Ливенсу и Фердинанду Болу, ученику Рембрандта. Но Тимо Трюмпер, куратор выставки, уверен, что анализ стиля картины исключает других авторов, кроме самого Рембрандта. Главный аргумент атрибуции Болу — подпись художника на обороте. Однако, по мнению куратора, портрет просто принадлежал ему. Он мог достаться Болу после банкротства Рембрандта в 1656 году.

«Старик» очень похож на работу из Художественных музеев Гарварда с подписью Рембрандта, хотя ее атрибуция также была предметом споров. Трюмпер объясняет, что первоначальный набросок на картине из Готы указывает на то, что это, возможно, оригинал, а гарвардский экспонат — более поздняя копия авторства мастерской. «Это вопрос интерпретации, — говорит он о работе из Готы. — Мы уверены, что она создана в мастерской Рембрандта. Вопрос в том, сколько в ней Рембрандта, а сколько — его учеников. Мы уже обсудили это со многими коллегами. Одни говорят: „Нет, это не Рембрандт, это один из его учеников“. Другие считают, что это интересная теория и ее нельзя исключать».

До сих пор картина ускользала от внимания исследователей отчасти потому, что выпала из поля зрения более чем на 40 лет. Работа вернулась в 2019 году вместе с четырьмя другими: «Святой Екатериной» Ганса Гольбейна Старшего 1510 года; портретом Франса Халса 1535 года, где изображен неизвестный улыбающийся сановник в черной шляпе; «Проселочной дорогой с крестьянскими повозками и коровами» мастерской Яна Брейгеля Старшего; и копией автопортрета Антониса ван Дейка с подсолнухом, выполненной одним из его современников.

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein

Как пишет в каталоге выставки журналист Spiegel Константин фон Хаммерштайн, кражу из музея совершил некто Руди Бернхардт, «разочаровавшийся в режиме машинист из Восточной Германии». Он тайно переправил картины в ФРГ с помощью сообщников — ныне покойной пары, завещавшей полотна детям. Бернхардт скончался в 2016-м. В 2018 году с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат, сообщивший, что его клиенты за вознаграждение в €5,25 млн (сейчас похищенные тогда картины оцениваются в €50 млн), которые они якобы заплатили за эти шедевры в 1979–1980 годах, готовы их вернуть. В результате сложных переговоров и работы детективов картины были переданы государству.

Для Фриденштайна, крупнейшего в Германии замка в стиле барокко, возведенного для герцогов Саксен-Кобург-Готских, это не первое исчезновение предметов. Так, в конце Второй мировой войны музей лишился примерно 1,7 тыс. экспонатов, до сих пор числящихся в розыске. Пять картин, о которых сказано выше, тогда попали в Советский Союз и позднее были возвращены ГДР. Нынешняя выставка посвящена судьбе произведений, похищенных из замка с XIX века до наших дней, в том числе тем 80, которые возвратились на родину. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+