18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алтарную картину Боттичелли рассмотрели со всех сторон

№97
Материал из газеты

После длительной реставрации и тщательного исследования это живописное произведение, прежде недооцененное, помещено на одно из почетных мест в лондонской Галерее Курто, которая и сама предстала перед публикой обновленной

Лондонская Галерея Курто в ноябре вновь открылась после трехлетней реновации. И одним из ее центральных экспонатов стала свежеотреставрированная работа Сандро Боттичелли (1445–1510) «Святая Tроица с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем» — алтарная картина, датируемая 1491–1494 годами. Прежде, несмотря на ценность и впечатляющий размер произведения, британская публика уделяла ему мало внимания, что отчасти было связано с его состоянием. Яркие цвета яичной темперы скрывал потемневший желтый лак, а композицию искажали трещины на доске из тополя, служащей основой.

Реставрация велась с января 2018 года под руководством Грэма Бэркло, главного реставратора Галереи Курто. Теперь картина смотрится совершенно иначе и экспонируется в новой, специально спроектированной раме-табернакле. Кроме того, проведенный в ходе реставрации технический анализ пролил свет на важные аспекты, связанные как с постановкой рабочего процесса в мастерской Боттичелли, так и с атрибуцией самого произведения.

Его давно связывают с женским монастырем Санта-Элизабетта делле Конвертите во Флоренции, куда принимали раскаявшихся проституток. В этом контексте становится понятнее обращение к фигурам Марии Магдалины и Иоанна Крестителя: первая считается покровительницей монастыря, а второй — города. Святая Троица, парящая в центре композиции, представлена как видение кающейся Магдалины. Учитывая иконографическое значение этих святых, чьи власяные облачения символизируют долгое отшельничество, весьма вероятно, что к работе над их фигурами приложил руку сам Боттичелли. В пользу такой версии говорят и едва заметные исправления (например, в положении руки и глаз Магдалины, чья фигура очень напоминает деревянную скульптуру святой, созданную Донателло в 1453–1455 годах). Благодаря реставрации на талии Магдалины стал заметен чуть подсвеченный снизу пояс из ее собственных волос, перекликающийся с образом авторства Донателло.

При этом, как отмечает Скотт Незерсоул, специалист Галереи Курто по итальянскому Возрождению, «по-прежнему трудно понять, с чем связаны многочисленные стилистические противоречия в фигурах Магдалины и Иоанна». Исследователь пришел к заключению, что работа над картиной, по-видимому, началась в 1470-е годы, но некоторые фрагменты переписывались в 1480-е и даже в 1490-е. В целом композиция написана достаточно тонко, хотя часть богатой лессировки утрачена.

Самое необычное в композиции — крохотные фигуры Товии и ангела на переднем плане, непропорциональные в масштабе картины. С ними связан и самый неожиданный вывод проведенной реставрации. Оказывается, первоначально эта пара была изображена вполне соразмерно и помещалась у подножия Троицы в пейзаже, который сейчас записан небом. «Мы знали, что Товию и ангела перенесли, — рассказывает Незерсоул. — Было известно о существовании подмалевка, но раньше мы не догадывались, что они были полностью написаны на своем первоначальном месте». Он полагает, что автором тех оригинальных фигур был Филиппино Липпи, ассистент Боттичелли. В пересмотренном варианте изображение Товии и ангела помещено на передний план, где обычно располагаются портреты донаторов, и выполнено в зеркальном отображении. Фигуры написаны очень искусно — возможно, их добавил сам Боттичелли на финальном этапе по причине особой важности для заказчика.

Другие открытия были сделаны в ходе работы над основой. Главная задача состояла в том, чтобы устранить последствия попытки, произведенной в XIX веке, укрепить панель добавлением планок с тыльной стороны. Реставраторы всегда знали, что на реверсе есть наброски, созданные одновременно с картиной, но они были трудноразличимы. Теперь появились основания считать их эскизом к табернаклю, а это означает, что его конструкция разрабатывалась одновременно с созданием картины. Кроме того, на обороте виден небольшой набросок распятия.

После снятия позднейшей рамы в нижней части композиции обнаружились изображения растений; с раскрытием переднего плана картина приобрела дополнительную глубину. Уточнение оригинального расположения разных элементов относительно пейзажа придало пространству несколько нереалистичный характер. Незерсоул допускает, что пейзаж выполнен «иррационально», чтобы подчеркнуть визионерский характер сюжета.

Что же касается атрибуции, то отныне картина будет экспонироваться в Галерее Курто как работа Боттичелли и мастерской. «Думаю, она относится к категории произведений, которые в XV веке приобретались как творения Боттичелли, но в понимании XXI века это не совсем так», — говорит эксперт. Произведение стало главным экспонатом Залов Блаватника — отреставрированных галерей на третьем этаже, названных в честь мецената Леонарда Блаватника, уроженца Одессы. А в 2023 году пройдет специальная выставка, где все открытия, сделанные в ходе реставрации картины, представят в полном объеме.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+