Facebook наводнили объявления мошенников о продаже произведений искусства

Джей Эл Кук. «Пара гремучих змей». Дверные ручки. Фрагмент. Фото: JL Cook
Джей Эл Кук. «Пара гремучих змей». Дверные ручки. Фрагмент.
Фото: JL Cook
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Пользователи откликаются на рекламу работ современных художников по бросовым ценам, а взамен получают грубые подделки. Однако администрация соцсети не собирается пресекать эти махинации и блокировать аккаунты, торгующие контрафактным искусством

Возможно, вы видели в своей ленте в Facebook рекламу: красивая скульп­тура авторства независимого художника продается по бросовой цене. Те, кто переходит по ссылке и покупает эту вещь, как правило, нарываются на дешевую подделку, лишь отдаленно напоминающую оригинал. В последние месяцы социальную сеть наводнили тысячи таких объявлений о продаже произведений искусства. Изображения украдены с сайтов художников, и, по данным групп, отслеживающих мошеннические схемы, стоят за этим преступные организации из Вьетнама, Китая и России.

Художники считают, что Facebook не предпринимает должных мер, чтобы пресечь эти махинации. «Соцсеть нужно привлечь к ответственности», — говорит Джей Эл Кук, художница из Флориды. Ее искусно выполненная бронзовая скульптура в виде пары гремучих змей, созданная специально для Музея пустыни Чирикауа в Родео в штате Нью-Мексико, была скопирована и выставлена на продажу в Facebook за крохотную часть от цены, по которой продается оригинал. Кое-где ее предлагали всего за $29,95. «И получите 50%-ную скидку, если купите три штуки», — усмехается Кук.

Объявления мошенников начали появляться на Facebook меньше чем через сутки после того, как Кук создала свой сайт, где можно купить ее работы. «Мне сообщили о 900 с лишним объявлениях на Facebook только о моих гремучих змеях, — говорит она. — Есть более 90 разных URL-адресов поддельных компаний, где размещены фотографии моей работы».

Джей Эл Кук. Скульптура из серии «Пара гремучих змей». Фото: JL Cook
Джей Эл Кук. Скульптура из серии «Пара гремучих змей».
Фото: JL Cook

У художников из Лондона Андре Мастерса и Си Джей Манн похожая история. Их скульп­тура «У Икара была сестра», выпущенная ограниченным тиражом, появилась на Facebook в начале этого года, причем изображения были украдены с официального сайта. Кварцевая фигура крылатой героини украшена двумя сотнями напечатанных на 3D-принтере перьев, каждое из которых вручную обработано и прикреплено к крыльям. Эта работа продается за £50 тыс., но аферисты предлагали ее копии всего по $23.

Раньше Facebook просто банил обнаженные скульптуры Мастерса и Манн, заявляя, что «некоторым членам глобального сообщества — в силу их культурных особенностей или возраста — подобный контент может показаться оскорбительным». Теперь же алгоритм Facebook заблокировал аккаунт Манн, сочтя ее действия мошенничеством, когда художница попыталась предупредить пользователей о том, что реклама скульптуры «У Икара была сестра» ненастоящая.

«Ничего подобного не произошло бы, если бы Facebook добросовестно исполнял свои обязательства», — говорит Кук.

В июне 2021 года компания Марка Цукерберга отчиталась о самом прибыльном финансовом квартале в ее истории: доходы от рекламы выросли на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — до $28,6 млрд.

Андре Мастерс и Си Джей Манн. «У Икара была сестра». Фото: Masters & Munn
Андре Мастерс и Си Джей Манн. «У Икара была сестра».
Фото: Masters & Munn

«Художникам обидно до глубины души, — говорит Мастерс. — Нам потребовалось девять лет, чтобы создать прототип оригинальной скульптуры. Столько любви и сил на нее ушло! И видеть, как твою работу используют в качестве наживки, чтобы обокрасть людей, а затем еще и получать гневные отзывы от обманутых покупателей в интернете — это все равно что видеть, как снова и снова обижают родного ребенка».

Кук более 20 лет проработала коммерческим скульптором в индустрии игрушек и подарков, сотрудничала с такими крупными компаниями, как Disney, Warner Brothers и Lucasfilm. Она опасается, что до тех пор, пока Facebook не остановит этот поток фальшивых объявлений, мошенники будут только наглеть. «Моя карьера тесно связана с авторским правом и лицензированием, — говорит она. — Змеи — первая работа, под которой стоит мое имя и на которой не было надписи „Сделано в Китае“. Это моя первая работа, на которую я могла претендовать как на свою собственную. А теперь она все равно сделана в Китае. Я бьюсь до последнего, чтобы сохранить свои права на авторство и остаться создателем этой работы. И я проигрываю».

Пресс-служба Facebook не ответила на наши запросы о комментарии. 

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+