18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Facebook наводнили объявления мошенников о продаже произведений искусства

№97
Материал из газеты

Пользователи откликаются на рекламу работ современных художников по бросовым ценам, а взамен получают грубые подделки. Однако администрация соцсети не собирается пресекать эти махинации и блокировать аккаунты, торгующие контрафактным искусством

Возможно, вы видели в своей ленте в Facebook рекламу: красивая скульп­тура авторства независимого художника продается по бросовой цене. Те, кто переходит по ссылке и покупает эту вещь, как правило, нарываются на дешевую подделку, лишь отдаленно напоминающую оригинал. В последние месяцы социальную сеть наводнили тысячи таких объявлений о продаже произведений искусства. Изображения украдены с сайтов художников, и, по данным групп, отслеживающих мошеннические схемы, стоят за этим преступные организации из Вьетнама, Китая и России.

Художники считают, что Facebook не предпринимает должных мер, чтобы пресечь эти махинации. «Соцсеть нужно привлечь к ответственности», — говорит Джей Эл Кук, художница из Флориды. Ее искусно выполненная бронзовая скульптура в виде пары гремучих змей, созданная специально для Музея пустыни Чирикауа в Родео в штате Нью-Мексико, была скопирована и выставлена на продажу в Facebook за крохотную часть от цены, по которой продается оригинал. Кое-где ее предлагали всего за $29,95. «И получите 50%-ную скидку, если купите три штуки», — усмехается Кук.

Объявления мошенников начали появляться на Facebook меньше чем через сутки после того, как Кук создала свой сайт, где можно купить ее работы. «Мне сообщили о 900 с лишним объявлениях на Facebook только о моих гремучих змеях, — говорит она. — Есть более 90 разных URL-адресов поддельных компаний, где размещены фотографии моей работы».

У художников из Лондона Андре Мастерса и Си Джей Манн похожая история. Их скульп­тура «У Икара была сестра», выпущенная ограниченным тиражом, появилась на Facebook в начале этого года, причем изображения были украдены с официального сайта. Кварцевая фигура крылатой героини украшена двумя сотнями напечатанных на 3D-принтере перьев, каждое из которых вручную обработано и прикреплено к крыльям. Эта работа продается за £50 тыс., но аферисты предлагали ее копии всего по $23.

Раньше Facebook просто банил обнаженные скульптуры Мастерса и Манн, заявляя, что «некоторым членам глобального сообщества — в силу их культурных особенностей или возраста — подобный контент может показаться оскорбительным». Теперь же алгоритм Facebook заблокировал аккаунт Манн, сочтя ее действия мошенничеством, когда художница попыталась предупредить пользователей о том, что реклама скульптуры «У Икара была сестра» ненастоящая.

«Ничего подобного не произошло бы, если бы Facebook добросовестно исполнял свои обязательства», — говорит Кук.

В июне 2021 года компания Марка Цукерберга отчиталась о самом прибыльном финансовом квартале в ее истории: доходы от рекламы выросли на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — до $28,6 млрд.

«Художникам обидно до глубины души, — говорит Мастерс. — Нам потребовалось девять лет, чтобы создать прототип оригинальной скульптуры. Столько любви и сил на нее ушло! И видеть, как твою работу используют в качестве наживки, чтобы обокрасть людей, а затем еще и получать гневные отзывы от обманутых покупателей в интернете — это все равно что видеть, как снова и снова обижают родного ребенка».

Кук более 20 лет проработала коммерческим скульптором в индустрии игрушек и подарков, сотрудничала с такими крупными компаниями, как Disney, Warner Brothers и Lucasfilm. Она опасается, что до тех пор, пока Facebook не остановит этот поток фальшивых объявлений, мошенники будут только наглеть. «Моя карьера тесно связана с авторским правом и лицензированием, — говорит она. — Змеи — первая работа, под которой стоит мое имя и на которой не было надписи „Сделано в Китае“. Это моя первая работа, на которую я могла претендовать как на свою собственную. А теперь она все равно сделана в Китае. Я бьюсь до последнего, чтобы сохранить свои права на авторство и остаться создателем этой работы. И я проигрываю».

Пресс-служба Facebook не ответила на наши запросы о комментарии. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+