18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Герои без поэмы: художники, о которых опять вспоминают заново

Выставка «За фасадом эпохи» в московской «Галеев-галерее» рассказывает о живописцах и графиках, не вписавшихся в регламенты сталинского искусства. И это вовсе не представители классического авангарда, а просто те, кто хотел работать по-своему

Почему именно эти 37 авторов оказались экспонентами общей выставки, объяснить и просто, и сложно. Часть объяснения, впрочем, содержится в подзаголовке проекта — «Истории московских художников 1920–1940-х годов». В сочетании с названием «За фасадом эпохи» эта короткая формулировка определяет и хронотоп событий, и статус участников выставки. То есть понятно, что подразумеваются прежний идеологический «неформат» и художники, выпавшие из «обоймы». Но вообще-то таких насчитывалось великое множество, поскольку в будущее тогда брали по особым разнарядкам. Одной лишь лояльности было недостаточно — требовались куда более изощренные качества. До почетных званий и щедрых госзаказов дослуживались избранные, а вот попасть в немилость или просто остаться на обочине мог фактически любой — по самым разным причинам.

В «Галеев-галерее» сейчас собраны художники, о которых почти сразу понятно, чем конкретно они пришлись не ко двору. Это видно прежде всего по работам, живописным и графическим, по их сюжетам, пластике, манере. Хотя у каждого автора имелись, конечно, еще и биографические обстоятельства, не способствовавшие официальной карьере. Те самые «истории» из заглавия выставки рассказаны в экспликациях, и буквально во всех случаях коллизии драматичны. Иногда дело доходило до прямых репрессий (в списке авторов — целый ряд осужденных по политическим статьям, а Роман Семашкевич, участник легендарной группы «13», и вовсе расстрелян в 1937-м). Но даже и те, кого тюремная участь обошла стороной, вряд ли могли бы назвать себя вольными людьми и свободными художниками. Почти все были вынуждены работать «в стол», то есть «для себя», а на хлеб зарабатывали чем придется. Например, Антонина Софронова, еще одна участница группы «13», на протяжении двух десятилетий трудилась ретушером в издательстве «Медгиз».

Упомянутые Софронова и Семашкевич — или вот еще Соломон Никритин — впоследствии вошли в анналы, их даже можно причислить к разряду хрестоматийных фигур в отечественном искусстве ХХ века. Других знают меньше, но все-таки знают — как минимум специалисты по эпохе. На музейных выставках в наши дни встречаются порой произведения Меера Аксельрода, Александра Глускина, Бориса Голополосова, Серафима Павловского, Сергея Романовича. Однако в нынешней экспозиции «Галеев-галереи» обнаруживаются и совсем малоизвестные авторы, стоящие чуть ли не в полушаге от полного забвения. Но не забытые, как видим.

Объединяет ли всех их что-то еще, помимо времени, места и сомнительной «благонадежности»? Пожалуй, есть два дополнительных аспекта. Во-первых, это художники поставангардные, видевшие на своем веку кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм — и в некоторых случаях даже сами приложившие руку к тем экспериментам, но выбравшие в итоге иной путь. Удивительным образом путь этот во многом совпадал с актуальными европейскими тенденциями, так что приметы межвоенной Парижской школы в отнюдь не парижском контексте на выставке вполне представлены. Во-вторых, здесь нет ничего «антисоветского», а есть лишь «несоветское», то есть не предусмотренное соцреалистической рецептурой. Лирические пейзажи, портреты домочадцев, даже сцены трудовых будней, исполненные вне канона, — все это у власти вызывало подозрения. Между тем пресловутый «буржуазный формализм» — явление до крайности безобидное и одновременно вполне гуманистическое. Эти художники ни с кем не боролись, а просто держались собственных представлений о смысле изобразительного искусства и перековываться не собирались. Правда, идти на компромиссы приходилось почти всем, но только не в работах «для себя».

Многим сегодняшним зрителям этот материал совершенно неизвестен, хотя изучать и систематизировать его отдельные исследователи брались еще в советское время. Неслучайно кураторы Елена Желудкова и Лилия Мороза посвятили свой проект памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923–2001), которая десятки лет занималась «забытым искусством» сталинского периода. В ее фундаментальном труде «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» упомянуты сотни имен, в том числе все те художники, чье наследие представлено на выставке в «Галеев-галерее».

Ее владелец Ильдар Галеев выступил в данном случае в роли скорее гостеприимного хозяина, нежели организатора. Проект «За фасадом эпохи» предназначался для выставочного пространства в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева, но планы пришлось менять — по словам Елизаветы Лихачевой, директора музея, из-за пандемийных обстоятельств. Впрочем, музей остался одним из устроителей выставки. А начиналась работа над ней еще в 2018 году — в недрах I Кураторской школы при Еврейском музее и центре толерантности. Поддержало инициативу и издательство «Энциклопедия русского авангарда». Хотя вряд ли дело дошло бы до полноценной реализации, если бы не активное участие ряда наследников. Собственно, вся экспозиция и состоит из произведений, хранящихся по домам у потомков художников, реже — у коллекционеров. Что добавляет к общему зрительскому впечатлению еще и ощущение кропотливой многодельности, собирания выставки по крупицам.

«Галеев-галерея»
«За фасадом эпохи. Истории московских художников 1920–1940-х годов»
До 7 февраля

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+