18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Джованни Беллини, вероятно, родился раньше, чем принято думать

№96
Материал из газеты

Стоило только исследователю Дэниелу Уоллесу Мейзу предложить корректировки в биографию знаменитого живописца, как тут же под вопросом оказались многие привычные представления об итальянском Возрождении, считавшиеся непреложными

Живописец Джованни Беллини — один из самых знаменитых художников Возрождения, но о начале его профессиональной деятельности известно на удивление мало. До недавнего времени считалось, что он родился приблизительно в 1435 году, плюс-минус пять лет, и что он был сыном прославленного художника и рисовальщика Якопо Беллини.

На страницах богато иллюстрированного труда «Молодой Беллини» Дэниел Уоллес Мейз предлагает новый взгляд на архивные свидетельства, касающиеся ранних лет Джованни, и убедительно доказывает, что ни одно из прежних предположений не верно. Скорее всего, Джованни Беллини родился в период с середины 1424 года по 13 сентября 1426 года и, возможно, был единокровным братом Якопо, родившегося приблизительно в 1393-м. Благодаря внимательному изучению архивных документов и венецианского законодательства о наследовании, автор книги с уверенностью демонстрирует, что Джованни появился на свет после того, как умерла мать Якопо и его отец женился во второй раз. Отец, Николетто Беллини, умер, когда Джованни был еще маленьким, и его воспитание было поручено единокровному брату, которому тогда было уже за 30.

Пересмотр семейной истории, предложенный в работе Мейза, помогает понять дошедшие до нас документы, включая комментарий Джорджо Вазари о том, что Якопо не только обучал Джованни, но и был «подобен любящему отцу» (курсив наш. — К.Дж.Н.). Зачем определять родственные отношения таким образом, если бы Якопо был биологическим отцом Джованни?

Но есть ли необходимость пересматривать их родство, помимо установления исторической точности? В этом контексте Мейз мог бы полнее рассмотреть вопрос индивидуального стиля. Насколько часто в ранние годы Джованни думал о себе как об отдельном художнике, а не как об участнике предприятия под маркой «Беллини»? И как это может проявиться при попытке реконструкции его раннего стиля?

В результате атрибутирования и датировки картин Мейз выявляет сложность интегрирования новой даты рождения в полный свод работ Беллини. Например, в четвертой главе проводится анализ «Коронования Девы Марии», находящейся ныне в Ферраре картины, на которой, судя по всему, стоит аутентичная подпись, однако нет даты. Автор исследования предполагает, что она относится к 1441–1442 годам, а это означало бы, что картина создана подростком. Исключать такого нельзя, но аргументы Мейза в пользу именно этой даты не выглядят очень уж основательными.

В двух приложениях к книге аргументы и факты представлены с технической стороны. В первом дается краткое изложение версии автора, впервые опубликованной в журнале Renaissance Quarterly еще в 2013 году, и приводится ряд подробностей, связанных с законами о наследовании. Во втором приложении содержится расширенный анализ фигуры под именем Джованни Беллини Старший, которую выдумали когда-то, чтобы соблюсти видимость достоверной хронологии. Мейз грамотно разрушает этот плод научной фантазии.

Уточнение даты рождения Джованни Беллини может скорректировать историю ренессансного искусства. Художник появился на свет в год заката интернациональной готики Джентиле да Фабриано, а не в год появления трактата «О живописи» Леона Баттисты Альберти, и это обстоятельство в ближайшее время специалистам предстоит «переваривать».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+