18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Джованни Беллини, вероятно, родился раньше, чем принято думать

№96
Материал из газеты

Стоило только исследователю Дэниелу Уоллесу Мейзу предложить корректировки в биографию знаменитого живописца, как тут же под вопросом оказались многие привычные представления об итальянском Возрождении, считавшиеся непреложными

Живописец Джованни Беллини — один из самых знаменитых художников Возрождения, но о начале его профессиональной деятельности известно на удивление мало. До недавнего времени считалось, что он родился приблизительно в 1435 году, плюс-минус пять лет, и что он был сыном прославленного художника и рисовальщика Якопо Беллини.

На страницах богато иллюстрированного труда «Молодой Беллини» Дэниел Уоллес Мейз предлагает новый взгляд на архивные свидетельства, касающиеся ранних лет Джованни, и убедительно доказывает, что ни одно из прежних предположений не верно. Скорее всего, Джованни Беллини родился в период с середины 1424 года по 13 сентября 1426 года и, возможно, был единокровным братом Якопо, родившегося приблизительно в 1393-м. Благодаря внимательному изучению архивных документов и венецианского законодательства о наследовании, автор книги с уверенностью демонстрирует, что Джованни появился на свет после того, как умерла мать Якопо и его отец женился во второй раз. Отец, Николетто Беллини, умер, когда Джованни был еще маленьким, и его воспитание было поручено единокровному брату, которому тогда было уже за 30.

Пересмотр семейной истории, предложенный в работе Мейза, помогает понять дошедшие до нас документы, включая комментарий Джорджо Вазари о том, что Якопо не только обучал Джованни, но и был «подобен любящему отцу» (курсив наш. — К.Дж.Н.). Зачем определять родственные отношения таким образом, если бы Якопо был биологическим отцом Джованни?

Но есть ли необходимость пересматривать их родство, помимо установления исторической точности? В этом контексте Мейз мог бы полнее рассмотреть вопрос индивидуального стиля. Насколько часто в ранние годы Джованни думал о себе как об отдельном художнике, а не как об участнике предприятия под маркой «Беллини»? И как это может проявиться при попытке реконструкции его раннего стиля?

В результате атрибутирования и датировки картин Мейз выявляет сложность интегрирования новой даты рождения в полный свод работ Беллини. Например, в четвертой главе проводится анализ «Коронования Девы Марии», находящейся ныне в Ферраре картины, на которой, судя по всему, стоит аутентичная подпись, однако нет даты. Автор исследования предполагает, что она относится к 1441–1442 годам, а это означало бы, что картина создана подростком. Исключать такого нельзя, но аргументы Мейза в пользу именно этой даты не выглядят очень уж основательными.

В двух приложениях к книге аргументы и факты представлены с технической стороны. В первом дается краткое изложение версии автора, впервые опубликованной в журнале Renaissance Quarterly еще в 2013 году, и приводится ряд подробностей, связанных с законами о наследовании. Во втором приложении содержится расширенный анализ фигуры под именем Джованни Беллини Старший, которую выдумали когда-то, чтобы соблюсти видимость достоверной хронологии. Мейз грамотно разрушает этот плод научной фантазии.

Уточнение даты рождения Джованни Беллини может скорректировать историю ренессансного искусства. Художник появился на свет в год заката интернациональной готики Джентиле да Фабриано, а не в год появления трактата «О живописи» Леона Баттисты Альберти, и это обстоятельство в ближайшее время специалистам предстоит «переваривать».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+