18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подземному гроту английского поэта Александра Поупа вернут блеск и сумрак

№96
Материал из газеты

В своем имении в Твикэнхеме, стоявшем на берегу Темзы, классик британской поэзии в первой половине XVIII века устроил рукотворную пещеру, восхищавшую современников. За дело ее восстановления сейчас взялся специально созданный фонд

День за днем ничего не подозревающие водители автотранспорта проезжают над единственной уцелевшей частью одного из самых знаменитых садов георгианской Англии — подземным тоннелем-гротом, который когда-то вел от стоявшего на берегу Темзы дома поэта, сатирика и садового архитектора Александра Поупа (1688–1744) к его рощам, беседкам и храмам.

Гости Поупа прибывали в Твикенхэм по реке и проходили по рукотворной пещере, сверкающей редкими минералами и ископаемыми окаменелостями, а затем поднимались по небольшому откосу в его сад, быть может останавливаясь и присаживаясь на скамейки, чтобы процитировать несколько строк из классической поэзии и полюбоваться кристально чистыми водами ручья. Сам Поуп говорил, что для полного совершенства этому месту не хватает только нимф.

Сейчас тоннель ведет от подвала одной местной школы до двора другой, но по-прежнему считается настолько важным, что фонд «Историческая Англия» включил его в список объектов культурного наследия, находящихся под угрозой. Фонд охраны грота Поупа готовит реставрационный проект стоимостью £400 тыс., который частично финансирует Фонд лотереи «Культурное наследие».

К 1719 году у Поупа, не отличавшегося крепким здоровьем, благодаря успешному и популярному переводу «Илиады» оказалось достаточно средств, чтобы арендовать земельный участок вдали от зловонных соседей вроде кожевенного завода и торговца курами. Вместе с матерью и няней он покинул покрытый сажей Лондон, возвел скромный особняк и до конца своих дней занимался там строительством грота и садов, которыми восхищались среди прочих Сэмюэл Джонсон и Джонатан Свифт.

Сперва он украсил грот раковинами и кристаллами, но, увлекшись на курорте в Бристоле геологией, начал все заново, оформив подземные своды образцами минералов, выложенными в соответствии с геологическими слоями, — сегодня это одна из многих головоломок для реставраторов. Строительные материалы и образцы минералов он получал от друзей, в том числе возы камней от Ральфа Аллена, владельца каменоломен, из добычи которых построен город Бат. Попадали сюда и сталагмиты из пещер Вуки-Хоул в Сомерсете, и характерные шестиугольные куски колонн Дороги гигантов из Антрима в Северной Ирландии, подаренные физиком и естествоиспытателем сэром Гансом Слоуном.

Слава творения Александра Поупа была настолько велика, что в 1745-м, через год после кончины поэта, его садовник Джон Серл составил бесценный иллюстрированный путеводитель по усадьбе. Однако в 1807 году новая владелица леди София Шарлотта Хоу, которой надоели бесчисленные литературные паломники, приказала дом снести. От проекта Поупа до нас дошел только грот-тоннель, а культурный вандализм леди Хоу увековечил ее сосед по имению Уильям Тернер (1775–1851), изобразивший наполовину снесенный дом в наброске «Вилла Поупа в Tвикенхэме во время ее разорения».

Еще одна загадка для реставраторов — местонахождение исчезнувшего родника, из которого, судя по свидетельствам, даже в 1842 году можно было напиться воды. Как бы то ни было, вода там точно есть: она просачивается с дороги вниз, разъедая ржавчиной железные скобы, на которых держатся камни и минералы облицовки, и обнажая кирпичную основу стен. Около железных ворот стоят пластиковые корзины, наполненные спасенными обломками.

Оригинальный вход с реки можно восстановить теперь разве что в цифровом формате, но все же утраты, возникшие из-за обвалов и охотников за сувенирами, поддаются восполнению. Придуманное Поупом сочетание блеска и мрака в значительной мере должно быть воссоздано.

До начала реставрационных работ в следующем году визиты в тоннель возможны только по предварительной записи (когда школа не работает, поскольку попасть туда можно исключительно через школьную столовую). В дальнейшем фонд надеется открывать грот для посетителей более регулярно.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+