Идиллическую картину русского искусства нарисовали на выставке «Покой и Радость»

Мауро Гандольфи. «Девушка в сарафане и кокошнике». 1820-е гг. Фрагмент. Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Мауро Гандольфи. «Девушка в сарафане и кокошнике». 1820-е гг. Фрагмент.
Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

Куратор выставки «Покой и Радость» в петербургском Манеже Семен Михайловский собрал 150 произведений русских художников XIX века из 40 музеев, чтобы показать, по его словам, «мир без трагедий, душераздирающих страстей и пугающего мистицизма»

Семен Михайловский, куратор выставки, которая, по его словам, «про русскую живопись, через нее — про русскую жизнь с ее мечтами», против использования применительно к этому проекту определения «блокбастер». Несмотря на то что в Манеже собрано 150 работ художников XIX — начала ХХ века из 40 музеев России и бывшего советского пространства. Хедлайнеры — Русский музей и Третьяковская галерея, предоставившие по 30 картин.

Выставка готовилась быстро, за полгода, импульсом для ее появления стала пандемия. Михайловский искал положительные эмоции в ситуации, когда миллионы людей оказались запертыми в четырех стенах. Листал бумажные и электронные каталоги музеев в поисках изображений приятных людей и умиротворенной природы. «Никаких сражений, никаких подвигов, никаких героев. Мир без трагедий, душераздирающих страстей и пугающего мистицизма. Искусство, где нет цели удивить или шокировать, без вымысла, эксперимента. Искусство в традиционном понимании мастерства» — так сформулировал куратор собранное им искусство, которое добыто в трудных переговорах с музеями.

Фрагмент экспозиции. Фото: Ирина Колпачникова
Фрагмент экспозиции.
Фото: Ирина Колпачникова

Но и подводные камни показа популярной классики Михайловский осознает: «Старое искусство скомпрометировано бесчувственным тиражированием и набившими оскомину восторгами. Живописные полотна вставлены в вульгарные золоченые рамы, свидетельствующие не столько о почтении к подлинникам, сколько о желании потрафить вкусу владельцев богато декорированных домов».

Поэтому часть полотен здесь выставлены «раздетыми», чтобы публика не переключалась на рассматривание резьбы по дереву. Дизайн, придуманный Агнией Стерлиговой, выдержан в светло-серой гамме, чтобы ничего не отвлекало зрителя от главного — вглядывания в живопись, без деления художников на «звезд» и «рядовых», а их произведений — на шедевры и незатейливые опусы.

Выставка состоит из шести разделов: «Увертюра», Bel paese, La nature, Russe, La vie privée, «Эпилог». В Италию ездили за красотой и чувствовали себя там гармонично. Россия — про возвращение к истокам. Природе отведена в этом проекте роль штиля, без «десятых валов», поверженных деревьев и прочих стихийных бедствий. Частная жизнь — милые портреты, девочки и мальчики, мамы и папы, которые наслаждаются каждым мгновением своей приятной жизни. Композитор Антон Батагов специально к выставке сочинил часовую композицию для фортепиано соло, она сопровождает все разделы.

Рядом с «Итальянскими пейзажами» Сильвестра Щедрина и Ивана Айвазовского уютно чувствует себя «Римский пастушок» Михаила Маркова. Кстати, полотно Щедрина предоставил Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. Его же «Новый Рим» существует в восьми вариантах. Для покоя и радости показана картина из Таганрогского художественного музея.

Дизайн экспозиции разработан Агнией Стерлиговой (Planet9). Фото: Ирина Колпачникова
Дизайн экспозиции разработан Агнией Стерлиговой (Planet9).
Фото: Ирина Колпачникова

Возвращение к истокам полезно начать с русского «Пастушка». Таковой есть у Ивана Куликова, ныне хранится в Муромском историко-художественном музее. Гендерное равенство восстанавливает «Варька» — портрет крестьянской девочки Карла Лемоха из собрания музея «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). «Деревенских друзей» Николая Богданова-Бельского надо срочно переименовать в «Деревенских подружек»: на картине из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова изображены три крестьянские девочки. Русский менталитет трудно представить себе без рыбалки. За нее отвечает «Ужение рыбы» Василия Аврорина, ученика Алексея Венецианова, из собрания Исторического музея. Четверо дворян явно не пропитание себе добывают, а общаются на свежем воздухе, поглядывая на поплавки.

В умиротворенную природу погружают Владимир Орловский картиной «Летний день» из Ярославского художественного музея и Николай Сергеев, его «Летний пейзаж» прибыл из собрания Нижегородского художественного музея. «Березовая роща» Михаила Клодта происходит из Новгородского музея-заповедника, «Вид в Финляндских шхерах» Арсения Мещерского — из Музея изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

Василий Тропинин. «Девушка с горшком роз». 1850 г. Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Василий Тропинин. «Девушка с горшком роз». 1850 г.
Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

В «Частной жизни» хрестоматийные «Девушка с горшком роз» Василия Тропинина, «Портрет неизвестной с девочкой» Петра Басина, «Дети, пускающие мыльные пузыри» Алексея Иванова (картина принадлежала Александру Бенуа) встречаются с малоизвестным «Портретом Евгении и Екатерины Зайцевых» Платона Тюрина — две девочки плетут венок.

Соединяя все темы, выставку кольцует «Пор­­трет князей Голицыных в Риме» Пимена Орлова: три юных брата — Иван, Александр и Михаил — слушают пастушка, играющего на дудочке.

В эпилоге куратор не удержался в состоянии покоя и радости. Рядом с миниатюрными портретами помещена фотография. На ней изображен кудрявый мальчик из Симбирска, который увлекался рисованием и музыкой. Потом начинал карьеру юриста, но дальше идиллическая картина мира была разрушена. 

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Покой и Радость»
До 30 января 2022

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+