18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ленинградская школа литографии подверглась всестороннему рассмотрению

№96
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге вышла монография, посвященная важным страницам истории отечественного эстампа. Сто лет хронологии и десятки судеб художников — все это сплетено в обзорное и богато иллюстрированное повествование Николая Кононихина

Феномен так называемой ленинградской школы литографии находится в поле зрения специалистов уже три с лишним десятилетия — с тех пор, как в Русском музее состоялась обзорная выставка на эту тему (1986). Позже, в 2000-е годы, интерес к этой школе был проявлен и в Москве, ряд выставочно-издательских проектов расширил рамки ее изучения. Искусство ленинградских литографов, ранее пребывавшее в герметичной среде обитания, сегодня вполне на виду, а оттиски их работ повсеместно стали предметами собирательства.

Задачам популяризации служит и книга «Ленинградская школа литографии», подзаголовок которой — «Путь длиною в век» — определяет исторические границы исследования. Автор этого труда Николай Кононихин провел грандиозную работу по выявлению художников, причастных к истории печати на камне в Петербурге — Петрограде — Ленинграде — и снова Петербурге. В самой закольцованности топонимического ряда ощущается потребность окончательно свести в стройную систему те факты и события, которые раньше были разнесены по разным источникам.

Правда, главным критерием причисления художника к фигурантам исследования служит сам факт его «ленинградскости» — не по духу, а по месту прописки. И тогда возникает вопрос: а чем эта школа отличается от, скажем, московской и уместно ли вообще говорить о каких-то отличиях?

Как становится ясно из первых глав книги, литографической ленинградскости предшествует мир­искусническая закваска. Там найдутся мастера и сугубо петербургские (Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева), и московский резидент Валентин Серов, и даже крымчанин-киммериец Константин Богаевский, чья активная работа в литографии (альбом «Автолитографии», 1923) осталась, к сожалению, без внимания автора. Заслуга мирискусников состоит в том, что они порвали с коммерческой репродукционной традицией. Рождение листов Льва Бакста, Осипа Браза, Бориса Кустодиева в начале ХХ века обусловлено прежде всего творческим запросом на эстетизацию печатной графики. Но даже среди этих героев нашлись неудачники. К некоторым из них автор проявляет строгость чрезмерную, порой безжалостную. Не повезло, например, Остроумовой-Лебедевой, чей альбом «Петербург» (1922), в котором «оставляет желать лучшего и художественный уровень литографий», Кононихин рассматривает как очевидный провал. Словно в подтверждение своих догадок, автор приводит воспоминания художницы, где она дежурно признается в том, что ей в этой работе не все из задуманного удалось. Напрашивается вывод: сама призналась — сама и получай.

Досталось и Кустодиеву. «Немолодой» (в 1921 году ему всего 43 года!) живописец, как оказалось, впервые обратился к литографии «по причине нехватки красок и холстов». И далее по тексту: «Черно-белые оттиски… хоть и решали задачу репродуцирования и тиражирования произведений, но явно не удовлетворяли самого автора своей черно-белой монотонностью. Ряд листов был им раскрашен, остальные так и остались черными». Между тем Кустодиев в письмах говорит об искреннем увлечении новой техникой, о возможностях свободного обращения с материалом. Ближайшие его друзья Георгий Верейский и Всеволод Воинов были апологетами гравюры вообще и литографии в частности; в общении с ними и возникал соблазн пробовать себя в других техниках. Раскраска же отдельных листов в альбоме «Шестнадцать автолитографий» говорит лишь о желании художника порадовать одариваемого эксклюзивным листом. Это всего лишь традиция, идущая еще от старых мастеров.

Критически отнесся автор и к альбому Добужинского «Петербург в двадцать первом году» (1923), где «не все листы оказались одинаково равноценными по своим художественным достоинствам». Кононихин отмечает «излишнюю силуэтность Петропавловской крепости», которая ему «напоминает о принадлежности автора к „Миру искусства“». Не избежал сурового взгляда автора и Владимир Конашевич. «Холодом веет от серии работ „Ленинград. Новые пейзажи. 1917–1932“, которые хоть и выполнены в цвете, но, кажется, так и остаются бесцветными, пустынными, безжизненными, обессиленными…» Далее автор добавляет к приведенным эпитетам еще один — «измученные», дабы окончательно убедить читателя в никчемности Конашевича на поприще цветной автолитографии.

Есть в этой книге и неожиданные прозрения, и досадные промахи. Последних немало. В сопровождении к тексту о литографиях Юрия Великанова Кононихин приводит его работу «Экскаватор» (1931), выполненную в технике линогравюры. В другой главе забавно звучит следующий фрагмент: «…так точно подметил бдительный искусствовед И.Гинзбург». Очевидно, Изабелла Владимировна Гинзбург была бы не против, если бы с помощью феминитива комментатор смог обозначить ее гендерную принадлежность. Этих и других неточностей наверняка можно было бы избежать, если бы у книги был редактор. Речь в данном случае идет не о покушении на авторскую мысль, интонацию, свободу формулировок, а, скорее, о праве читателя на проверенный и приведенный в порядок текст.

Но есть у книги и безусловные достоинства. Николай Кононихин довольно долго занимался наследием художницы Веры Матюх (1910–2003), он автор монографии, посвященной ее творчеству. Его увлечение повлекло за собой пристальный интерес к современникам Веры Федоровны. Еще в начале 1960-х вокруг них развернулась захватывающая история о том, как британский маршан Эрик Эсторик познакомил Европу и Америку с творчеством ленинградских литографов. Было организовано несколько выставок, в результате чего немало произведений оказалось в коллекциях музеев мира, в частности в нью-йоркском МoМА. Главы книги, посвященные оттепельным мастерам литографии, несомненная удача автора.

Невероятно интересно, как детектив, написаны главы о перестроечном этапе — о противоборстве художников с руководством забюрократизированного до абсурда творческого союза, о спорах за мастерские, печатные станки и камни. А в «лихие 90-е» творческие затеи бесстрашных художников осуществлялись на фоне разборок с «крышующими» их бандитами, что вносит в рассказ о том времени очаровательную струю романтического авантюризма.

Завершается труд Николая Кононихина уже 2000-ми годами, в силу чего история ленинградской школы литографии предстает огромным и насыщенным периодом между эстетствующим сообществом ретроспективистов и поколением деклассированных художников эпохи падения советской империи. Много судеб, есть что вспомнить. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+