18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Самострой можно рассматривать как архитектуру, вдохновленную анархическими идеями

Всемирный обзор объектов самовольного строительства предложен в книге британца Пола Добращика «Архитектура и анархизм». Приверженность политической утопии, богемной контркультуре или просто прихоть — причины появления самостроя бывают разными

Живая и по-своему оптимистичная книга Пола Добращика «Архитектура и анархизм: строительство без разрешения» представляет собой исторический обзор теории и практики вольного «самостроя» — от бумажных проектов художника Уильяма Морриса (1834–1896) до богемных контркультурных поселений недавнего времени. Значительная часть книги отдана описанию примеров того, как отдельные лица или сообщества пытались и пытаются формировать среду вокруг себя, самовольно захватывая жизненное пространство. Круг этих людей широк: сквоттеры, хиппи, религиозные отшельники, строители несанкционированного жилья, сезонные рабочие, борцы за экологию или просто садоводы. Естественно, различаются между собой и результаты их деятельности. Нередко в этих результатах можно обнаружить связь с утопическими идеями.

Мы уже упомянули социальные проекты Уильяма Морриса; много позже, в 1960-х, появились причудливые геодезические здания-купола коммуны художников Дроп-Сити в американском штате Колорадо. А голландец Констант Нивенхейс в 1950–1970-е годы разрабатывал проект города будущего под названием «Новый Вавилон». Тогда же начала продвигать свои постмодернистские градостроительные концепции английская архитектурная группа Archigram, а еще некоторое время спустя в сочинениях американо-канадского писателя Уильяма Гибсона впервые возник образ киберпространства, не подвластного физической реальности.

Хотя в рецензируемой книге теория сведена к минимуму, Добращик все же отмечает различие между индивидуумом и сообществом, между «свободой от» и «свободой для». Он указывает, что самоуправляемые группы могут быть более или менее «радикальны» и, соответственно, в большей или меньшей мере ангажированны (например, сквоты художников порой выступают в качестве ударных групп перед началом джентрификации запущенных районов). Автор иронично отмечает, что люди, выбирающие такую жизнь, тратят больше времени на изучение нормативных документов и на участие в собраниях, чем остальное человечество.

Книга, отличающаяся скорее широтой, чем глубиной обзора, неизбежно вызывает вопросы о том, что именно и почему в ней представлено. Пожалуй, здесь многовато лишнего — упомянутого лишь затем, чтобы иметь повод произнести что-нибудь оригинальное.

В эстетически мудреных проектах порой проглядывает нечто детское, наивное. Взять хотя бы «экологически чистые дома» в Нью-Мексико, проекты Фриденсрайха Хундертвассера в Вене, хибарки «хоббитов» в экопоселении Ламмас в Уэльсе. Последние, к слову, оказались пожароопасными, и одно строение действительно сгорело — хотя нельзя исключать, что это все-таки был случай насильственного противодействия. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+