18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как российские архитекторы побеждают иностранцев в культурных проектах

№96
Материал из газеты

Недавняя история с филиалом Эрмитажа в Москве, когда утвержденный проект Хани Рашида был отвергнут в пользу проекта Сергея Чобана, не единична. Мы вспомнили о том, какие еще иностранные звезды неудачно пытались построить музеи в России

Здание филиала Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода им. И.А.Лихачева (ЗИЛ) построят по проекту российского бюро Speech. Первоначальный проект, разработанный американским архитектором Хани Рашидом, отменен — сообщили в Москомархитектуре.

О том, что в столице появится представительство Эрмитажа, стало известно в 2015 году. Тогда председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил, что строительство начнется через два года на территории ЗИЛа, реорганизацией которой занимается девелоперская компания ЛСР. Право разработать проект здания получил сооснователь нью-йоркского бюро Asymptote Хани Рашид. Он предложил возвести на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко пятиэтажный объем футуристической формы, отсылающий к архитектуре советского конструктивизма. Так, структура фасада в проекте Рашида переосмысливала супрематические трехмерные фигуры («проуны») Эль Лисицкого. На площади свыше 13 тыс. кв. м предполагалось разместить выставочные залы для искусства XIX–XXI веков, галерею скульптуры, библиотеку, депозитарий, исследовательский центр, кафе.

Сроки открытия музея неоднократно сдвигались, при этом строительные работы не начались до сих пор. В августе текущего года Мосгорэкспертиза согласовала проектную документацию на строительство филиала Эрмитажа, однако имя Рашида там уже не упоминается. В конце сентября в Москомархитектуры утвердили обновленный проект здания, его автором стал руководитель российского бюро Speech Сергей Чобан.

Предложенный им проект мало напоминает футуристическую конструкцию Рашида, при этом технические параметры остались практически неизменными. Площадь здания составит 12 тыс. кв. м, на этом пространстве разместятся залы для подготовки экспонатов к выставкам, фотолаборатории, зоны для хранения произведений искусства и помещения службы эксплуатации. На первом этаже оборудуют демонстрационный зал, холл со стойкой информации, магазин сувениров и книг, здесь же будут интерактивная зона, конференц-зал, ресторан, а также служебные и бытовые комнаты. Этажи со второго по пятый займут выставочные залы. Само здание-куб, выполненное из стекла, получит металлический фасад в форме крупной асимметричной сетки.

Московский филиал Эрмитажа далеко не единственный пример неудач зарубежных архитекторов в России. Так, еще в середине 2000-х власти Москвы рассматривали проект сноса Центрального дома художника на Крымском Валу и строительства на его месте 15-этажного многофункционального комплекса «Апельсин» (название дала необычная форма сооружения в виде разрезанного цитруса) по проекту британского бюро Foster + Partners Нормана Фостера. В здании площадью 80 тыс. кв. м планировалось разместить музей, офисы, апартаменты, магазины, рестораны и прочую инфраструктуру. В 2008 году проект утвердил мэр Москвы Юрий Лужков, финансировать строительство должна была компания «Интеко» жены градоначальника Елены Батуриной. Однако проект вызвал волну протестов со стороны москвичей и архитекторов, и его отклонили.

В 2009 году Норман Фостер предпринял вторую попытку реализовать проект в Москве. В консорциуме с «Моспроектом-5» он выиграл конкурс на реконструкцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, для которого ранее разработал концепцию музейного городка (ее представили на XI Архитектурной биеннале в Венеции в сентябре 2008-го). Однако в 2013 году Foster + Partners вышло из проекта, объяснив свое решение тем, что музей в течение трех лет не привлекал бюро к работе. В результате проект расширения ГМИИ разработало московское бюро «Меганом».

Похожая судьба и у нового здания Государственного центра современного искусства, которое планировалось построить на месте бывшего Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе на Ходынском поле в Москве. Архитектурную концепцию проекта разработало ирландское бюро Heneghan Peng Architects, победившее в международном конкурсе в 2013 году. Предложенный им проект предполагал строительство 17-этажного комплекса общей площадью 46,5 тыс. кв. м. Позднее столичные власти приняли решение переместить музей на соседний участок на Хорошевском шоссе, а также скорректировать проект самого здания. Первый камень в основание нового ГЦСИ в ноябре 2014 года заложили мэр Сергей Собянин и министр культуры Владимир Мединский. В 2018 году Москва отказалась от строительства нового здания музея из-за нехватки средств на реализацию: бюджет проекта превысил 16 млрд руб. Участок под строительство включили в состав парка «Ходынское поле».

Еще один московский пример — «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ им. Льва Яшина», который изначально должен был проектировать голландский архитектор Эрик ван Эгерат совместно с «Моспроектом-2». Однако после того, как девелопер стадиона решил привлечь к работе еще двух соавторов, ван Эгерат вышел из проекта. В результате его доработку поручили американцу Дэвиду Манике.

Другой «жертвой» российских градостроительных скандалов стал британец Дэвид Чипперфилд. В 2010 году его бюро David Chipperfield Architects одержало победу в международном конкурсе на реконструкцию Пермского театра оперы и балета. Новый корпус, примыкающий к основному зданию, должен был вместить в себя репетиционные залы и фойе. Проект готовился к реализации, но в 2015 году был остановлен из-за опасений, что строительство может привести к появлению трещин в историческом здании. В 2019 году был проведен повторный конкурс на проектирование новой сцены театра в другой части города. Победил проект американской студии wHY Architecture, который сейчас реализуется.

Провальные попытки привлечь западных архитекторов в Россию объясняются не только одиозностью проектов и колоссальными бюджетами строительства, непосильными для девелоперов. Одна из главных причин — в разнице подходов к проектированию, которая делает смелые концепции приглашенных звезд фактически нереализуемыми в российских условиях. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+