Тамара Вехова: «Искусство Кочейшвили — вне моды и трендов»

Тамара Вехова. Фото: Архив Тамары Веховой
Тамара Вехова.
Фото: Архив Тамары Веховой

В Доме-музее Станиславского и Новой Третьяковке представлена большая двухчастная выставка известного московского художника Бориса Кочейшвили. Куратор Тамара Вехова рассказала об этом крупном проекте

С чего началось ваше сотрудничество с Борисом Петровичем?

Я познакомилась с Борисом Кочейшвили 15 лет назад в Тарусе и сразу попросилась в гости посмотреть его работы. Увиденное произвело на меня, студентку-искусствоведа, такое впечатление, что я побежала домой, собрала все накопления и купила одну из работ — натюрморт с наклонными бутылками. С тех пор я изучаю его творчество и занимаюсь архивом художника. И не перестаю удивляться и открывать в нем новую глубину.

Биография
Борис Кочейшвили
График, живописец, скульптор и поэт

Родился в 1940 году.
Окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года.
Творческий путь начинал в Офортной экспериментальной студии им. И.И.Нивинского под руководством Евгения Тейса, позднее занимался литографией в мастерской на Верхней Масловке.
Работы Бориса Кочейшвили хранятся в почти 40 музейных собраниях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Русский музей, Музей Людвига и Национальную галерею Грузии. Стихотворения вошли в сборник «Русские стихи 1950–2000. Антология».

Еще…

В чем особенности нынешнего выставочного проекта?

Он называется «Борис Кочейшвили. Я и ОНИ» и является первой ретроспективой 80-летнего художника. В Доме-музее К.С.Станиславского мы показываем экспозицию «Я и Они. Три сестры». Это история о том, как тесно связаны между собой искусство и театр. Борис Кочейшвили вот уже полвека рисует трех сестер, помещая их то в райские места, то в темный лес, а то и вовсе на залитую белым светом сцену. Терапевтический поиск завершенности: если у Чехова фраза обрывается на полуслове, то Кочейшвили берет на себя смелость предложить зрителю разные продолжения этой фразы. Три женских образа выстроились у него в устойчивую композицию, срослись с русской культурой, с канонической Троицей, оставаясь при этом искусством сегодняшним, современным и ярким в своей самобытности.

Фрагмент экспозиции в Доме-музее Станиславского. Фото: ArtPR
Фрагмент экспозиции в Доме-музее Станиславского.
Фото: ArtPR

Основная выставка развернута в залах Государственной Третьяковской галереи. Там творчество Кочейшвили представлено во всей полноте: от ранних графических листов конца 1970-х до скульптурных рельефов и живописи 2020-х. Мы постарались показать максимальное количество вещей — не только искусство, но и бытовые предметы, которые характеризуют художника. В экспозиции среди прочего есть деревянный стул-трон. Архитектор выставки Алексей Подкидышев взгромоздил его под самый потолок, и он символизирует незримое присутствие автора на выставке.

К каждому залу вместе с московским театром Liquid Theatre мы подготовили аудиоспектакль. Зрители услышат (если у них будет смартфон с наушниками) голос Кочейшвили, его стихи и рассуждения о пути художника, комментарии куратора, реплики театрального режиссера Юрия Погребничко — в сопровождении аутентичных звуков мастерской.

Завершает выставку скульптурный портрет Бориса Кочейшвили работы Аделаиды Пологовой, которую он сам считает главным и любимым учителем. Мы также подготовили подробный каталог.

Борис Кочейшвили. «Перед грозой». 1988. Фото: ArtPR
Борис Кочейшвили. «Перед грозой». 1988.
Фото: ArtPR

Чем художник близок лично вам?

Его искусство — вне моды и трендов, оно создано без оглядки на зрительскую симпатию и коммерческий расчет. Кочейшвили — камерный мастер, тихий, но внутри своего «я-пространства» бесконечно разнообразный. И еще — безошибочно, в момент узнаваемый. Его ни с кем не перепутаешь. Его произведениям присуща особая театральность: в пространстве листа возникает сцена, где разыгрывается архетипический сюжет, который приобретает неожиданное звучание.

Язык художника универсален, его работы зрелищны, а творчество понятно самому широкому зрителю. Но это не отменяет значения в искусстве Кочейшвили культурного подтекста. Его художественный мир выстроен на диалоге с русской культурной традицией — от Андрея Рублева до Кузьмы Петрова-Водкина, от Антона Чехова до поэзии минималистов. Его работы высоко ценят искусствоведы (о нем не раз писали Александр Боровский, Юрий Герчук, Юрий Молок, Валерий Турчин), коллекционеры и знатоки.

Новая Третьяковка
«Борис Кочейшвили. Я и ОНИ»
12 ноября 2021 — 9 января 2022

Дом-музей К.С.Станиславского
«Я и Они. Три сестры»
До 5 декабря 2021

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+