Работая натурщицей для таких парижских художников, как Пьер-Огюст Ренуар и Анри Тулуз-Лотрек, Мари-Клементин Валад еще носила родное имя, но ко времени, когда она написала одну из лучших своих работ, «Голубая комната» (1923), она уже звалась Сюзанной Валадон. Идея принадлежала Тулуз-Лотреку, который дал ей это прозвище по библейскому сюжету о Сусанне и старцах. Валадон официально поменяла имя лишь после того, как перестала работать натурщицей и оказалась по другую сторону мольберта. «Голубая комната» — центральный экспонат ее выставки в Фонде Барнса в Филадельфии. Как и псевдоним Валадон, картина обманывает ожидания зрителя, изображая натурщицу не обнаженной. Мы видим женщину, лежащую на голубой кровати в стиле одалиски (служанка в османском гареме), но вместо традиционно обнаженного тела она одета в завораживающе современные полосатые штаны и топ, а во рту держит незажженную сигарету. Произведение экспонируется в ряду работ, демонстрирующих, как Валадон переосмыслила живописное изображение женщины и как это выделяет ее на фоне ее современников-мужчин, работы которых представлены в других залах.
Фонд Барнса
«Сюзанна Валадон. Натурщица, художница, бунтарка»
До 9 января 2022
www.barnesfoundation.org