18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Увлекательный мир железных дорог собрали в альбоме

№95
Материал из газеты

Альбом «Железные дороги: история в рисунках», составленный музейным архивистом Кристофером Валкойненом и изданный Национальным железнодорожным музеем в Йорке, включает около 300 иллюстраций

Многим памятна книга «Железная дорога: искусство в век пара», выпущенная 13 лет назад издательством Yale University Press и приуроченная к музейному туру одноименной выставки по США и Великобритании. Теперь Национальный железнодорожный музей, расположенный в британском Йорке, издал собственный широкоформатный альбом «Железные дороги: история в рисунках» с включенными в него 300 цветными иллюстрациями, большинство которых почерпнуто из бездонных музейных архивов.

Рисунки были подобраны самим автором — Кристофером Валкойненом, музейным архивистом из Йорка. На них изображены паровозы, карты, вокзалы и многое другое, что составляет увлекательный мир железных дорог. Сопроводительные тексты преподносят обилие тематической информации, часть которой окажется новой даже для знатоков этого вида транспорта.

Наибольшее внимание здесь уделено локомотивам — о них повествуют 36 из 108 глав книги. Понятно, что в первую очередь издание предназначено любителям поездов и вообще тем, кто интересуется историей вопроса. Рисунки же представляют собой еще и художественную ценность; как заявлено в аннотации на обложке, они «являются законченными произведениями искусства, созданными профессиональными художниками, и могут восприниматься сами по себе». Все изображения воспроизведены крупно, так что на них можно рассмотреть множество деталей — от устройства сантехники в личном вагоне королевы Виктории до расположения лифтов в доме начальника железнодорожной станции Лиминг-Бар в Йоркшире.

Имеются в книге увлекательная глава о паровозах, построенных в Великобритании («мировой кузнице железных дорог») для зарубежных заказчиков, и глава, посвященная работе железной дороги в военное время, из которой мы узнаем, в частности, что два грозных британских бронепоезда периода Первой мировой войны носили игривые имена «Норма» и «Элис».

А вот железнодорожным вокзалам и другим архитектурным формам почему-то отведено периферийное место. В краткой последней главе «Строительство железных дорог» рассказывается о нескольких вокзалах. Сюда, например, включены иллюстрированные описания величественного, возведенного в античном стиле вокзала на Керзон-стрит в Бирмингеме и впечатляющего вокзала Ватерлоо в Лондоне, перестроенного в начале ХХ века. Еще встречаются описания двух мостов, одного виадука и одного туннеля — и на этом всё. Похоже, таким образом отражается традиционное безразличие энтузиастов железных дорог к архитектуре станций.

Досадно к тому же, что издание слабо оснащено вступительными материалами и справочным аппаратом. В остальном же это превосходная и очень познавательная книга — можно надеяться, первая в ряду дальнейших подобных изданий музея в Йорке. Учитывая популярность темы, рынок такого рода книг должен только расти.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+