Последствия записки, найденной в голове

Луиса Рольдан. «Святой Франциск Ассизский». Середина 1680-х. Фрагмент скульптуры. Фото: Wikipedia Commons
Луиса Рольдан. «Святой Франциск Ассизский». Середина 1680-х. Фрагмент скульптуры.
Фото: Wikipedia Commons
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Биография Луисы Рольдан, женщины-скульптора из Испании XVII века, буквально на глазах обретает явственные очертания. Благодаря книге, написанной Кэти Холл ван ден Элсен и ставшей первой в серии «Просвещенные женщины-художники»

Самым первым документом с упоминанием Луисы Рольдан (1652–1706) в качестве автора произведения была записка, обнаруженная в полой голове деревянной скульптуры Ecce Homo («Се Человек») (1684) в ходе реставрации в 1980-е годы. В записке сообщалось следующее: «Эта работа создана руками высокочтимого художника доньи Луисы Рольдан и ее мужа Луиса Антонио де лос Аркоса, которые просят тех, кто читает это послание, помолиться Господу о помиловании их душ».

Резная фигура, изображающая мучения Христа, была создана в период становления Рольдан как самостоятельного мастера — после того, как она покинула скульптурную мастерскую отца в Севилье и открыла собственную в Кадисе (позже у нее были мастерские в Андалусии и в Мадриде). В первой на английском языке монографии о Луисе Рольдан, написанной Кэти Холл ван ден Элсен, содержится не только рассказ об этой работе и о найденной записке — в ней воспроизведено еще и прошение 19-летней Луисы, адресованное церковным властям, о позволении выйти замуж против воли отца.

Catherine Hallvan den Elsen. Luisa Roldán. Getty Publications; Lund Hum ph ries. 144 с. (Illuminating Women Artists Series). £30. На английском языке
Catherine Hallvan den Elsen. Luisa Roldán. Getty Publications; Lund Hum ph ries. 144 с. (Illuminating Women Artists Series). £30. На английском языке

Загадочные обстоятельства ее замужества лишь подчеркивают сложность задачи, стоявшей перед автором книги. О личной жизни Рольдан известно столь же мало, сколь о ее творчестве. О том, что скульптуры из поли­хромного дерева и терракоты выполнены именно ею, можно лишь догадываться, читая между строк контракты, подписанные ее отцом, и выискивая намеки на участие Луисы и двух ее сестер-скульпторов. По тому же принципу составлены и более поздние контракты о совместной работе, подписанные ее мужем. Сама Рольдан редко подписывала свои произведения.

А вот информацию о ее отце, Педро Рольдане, найти в архивах было не так уж сложно, поэтому в книгу включена целая глава, посвященная его работам. Она дополнена другими главами, где предъявлены результаты кропотливых исследований и проведена тщательная пере­оценка работ, атрибутированных Луисе. Но предстоит сделать еще многое, и монография лишь стимулирует дальнейшие исследования. Хотя каталог дошедших до нас работ Рольдан время от времени пополняется (в приложении к книге есть перечень произведений, находящихся в государственных и церковных коллекциях), ее биография все же остается туманной.

Луиса Рольдан. «Святой Иосиф с младенцем Иисусом». Фото: Wikipedia Commons
Луиса Рольдан. «Святой Иосиф с младенцем Иисусом».
Фото: Wikipedia Commons

Есть одна сторона жизни Луисы Рольдан, которая прежде почти не обсуждалась и не очень принималась во внимание, — это значение гендера в ее карьере. И в нынешней книге об этом говорится недостаточно, даже несмотря на то, что она открывает новую серию «Просвещенные женщины-художники», отвечающую, как отмечает редактор книги Эрика Гаффни, широкому общественному интересу к «художницам, которые были почти забыты для истории». Со временем должны выйти монографии о 15 художницах эпохи Возрождения и барокко, среди них Клара Петерс и Хосефа де Обидос. Добавим, что Рольдан — единственный скульптор и одна из немногих испанских художниц в этой серии.

Хотя ее фигура в истории искусства стоит несколько обособленно, созданные Рольдан скульптуры из терракоты и полихромного дерева вызывают все больший интерес. За последние пять лет их приобрели Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей скульптуры в Вальядолиде и Музей изящных искусств Севильи. «На арт-рынке, несомненно, еще будут появляться ее неизвестные работы и новые биографические документы, — пишет Холл ван ден Элсен. — Мы намерены и дальше способствовать пониманию того, что Луиса Рольдан — важное явление в испанской истории». 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+