18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последствия записки, найденной в голове

№95
Материал из газеты

Биография Луисы Рольдан, женщины-скульптора из Испании XVII века, буквально на глазах обретает явственные очертания. Благодаря книге, написанной Кэти Холл ван ден Элсен и ставшей первой в серии «Просвещенные женщины-художники»

Самым первым документом с упоминанием Луисы Рольдан (1652–1706) в качестве автора произведения была записка, обнаруженная в полой голове деревянной скульптуры Ecce Homo («Се Человек») (1684) в ходе реставрации в 1980-е годы. В записке сообщалось следующее: «Эта работа создана руками высокочтимого художника доньи Луисы Рольдан и ее мужа Луиса Антонио де лос Аркоса, которые просят тех, кто читает это послание, помолиться Господу о помиловании их душ».

Резная фигура, изображающая мучения Христа, была создана в период становления Рольдан как самостоятельного мастера — после того, как она покинула скульптурную мастерскую отца в Севилье и открыла собственную в Кадисе (позже у нее были мастерские в Андалусии и в Мадриде). В первой на английском языке монографии о Луисе Рольдан, написанной Кэти Холл ван ден Элсен, содержится не только рассказ об этой работе и о найденной записке — в ней воспроизведено еще и прошение 19-летней Луисы, адресованное церковным властям, о позволении выйти замуж против воли отца.

Загадочные обстоятельства ее замужества лишь подчеркивают сложность задачи, стоявшей перед автором книги. О личной жизни Рольдан известно столь же мало, сколь о ее творчестве. О том, что скульптуры из поли­хромного дерева и терракоты выполнены именно ею, можно лишь догадываться, читая между строк контракты, подписанные ее отцом, и выискивая намеки на участие Луисы и двух ее сестер-скульпторов. По тому же принципу составлены и более поздние контракты о совместной работе, подписанные ее мужем. Сама Рольдан редко подписывала свои произведения.

А вот информацию о ее отце, Педро Рольдане, найти в архивах было не так уж сложно, поэтому в книгу включена целая глава, посвященная его работам. Она дополнена другими главами, где предъявлены результаты кропотливых исследований и проведена тщательная пере­оценка работ, атрибутированных Луисе. Но предстоит сделать еще многое, и монография лишь стимулирует дальнейшие исследования. Хотя каталог дошедших до нас работ Рольдан время от времени пополняется (в приложении к книге есть перечень произведений, находящихся в государственных и церковных коллекциях), ее биография все же остается туманной.

Есть одна сторона жизни Луисы Рольдан, которая прежде почти не обсуждалась и не очень принималась во внимание, — это значение гендера в ее карьере. И в нынешней книге об этом говорится недостаточно, даже несмотря на то, что она открывает новую серию «Просвещенные женщины-художники», отвечающую, как отмечает редактор книги Эрика Гаффни, широкому общественному интересу к «художницам, которые были почти забыты для истории». Со временем должны выйти монографии о 15 художницах эпохи Возрождения и барокко, среди них Клара Петерс и Хосефа де Обидос. Добавим, что Рольдан — единственный скульптор и одна из немногих испанских художниц в этой серии.

Хотя ее фигура в истории искусства стоит несколько обособленно, созданные Рольдан скульптуры из терракоты и полихромного дерева вызывают все больший интерес. За последние пять лет их приобрели Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей скульптуры в Вальядолиде и Музей изящных искусств Севильи. «На арт-рынке, несомненно, еще будут появляться ее неизвестные работы и новые биографические документы, — пишет Холл ван ден Элсен. — Мы намерены и дальше способствовать пониманию того, что Луиса Рольдан — важное явление в испанской истории». 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+