18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зеркало Джона Ди, придворного астролога королевы Елизаветы I, создали ацтеки

Исследователи выяснили, что химический состав загадочного предмета, который когда-то использовался в оккультных практиках, а теперь хранится в галерее Просвещения Британского музея, совпадает с образцами, добытыми в Мексике

В журнале Antiquity вышла статья, авторы которой утверждают, что «волшебное» зеркало ученого XVI века Джона Ди, легендарного придворного астролога королевы Елизаветы I, было привезено в Англию из Мексики. Каким образом зеркало из обсидиана, разновидности вулканического стекла, попало в руки Ди, остается загадкой.

Группа исследователей, объединившая специалистов из Манчестерского университета, Сибирского отделения Российской академии наук и Университета Миссури, при помощи рентгенографического анализа изучила состав зеркала и сравнила его с образцами из разных мексиканских месторождений обсидиана. Оказалось, что ближе всего к нему по составу образцы из города Пачука, расположенного в 85 км к северо-востоку от Мехико.

«Овальные зеркала — широко известный тип ацтекских предметов… — пишут ученые. — Ацтеки использовали обсидиан в самых разных целях, в том числе в медицине и в качестве оберега. Его зеркальная поверхность служила защитой от злых духов и отражала внешность и душу человека». Кроме того, этот материал ассоциировался со смертью и подземным миром. Ацтекский бог Тескатлипока («Дымящееся зеркало») часто изображался с зеркалом, которое символизирует его способность предсказывать будущее.

Вероятно, эти представления об обсидиане повлияли и на европейцев вроде Джона Ди, который мог приобрести зеркало в Богемии (регион современной Чехии) в 1580-е годы и использовал его в оккультных практиках. Он привлекал различных медиумов, общавшихся с ангелами и духами при помощи зеркал и хрустальных шаров. Кроме того, Ди был научным советником королевы и участвовал в планировании ряда английских экспедиций в Северную и Южную Америку.

«Учитывая интерес Ди к Новому Свету, вполне вероятно, что ему была известна символика обсидиана, и всеведение зеркал Тескатлипоки, естественно, не могло оставить его равнодушным, — пишут авторы статьи. — Это вполне могло послужить главной причиной для приобретения подобного предмета».

Зеркало было передано в Британский музей в 1966 году, и с тех пор оно находится в галерее Просвещения. В рамках исследования ученые проанализировали еще три обсидиановых зеркала из коллекции Британского музея и обнаружили, что и они имеют ацтекское происхождение. Одно, как и зеркало Ди, связано с месторождением в Пачуке, а два других — в Укарео, что в 170 км к северо-западу от Мехико.

«Зеркала издавна применялись в европейских магических практиках, — говорит один из авторов статьи, специалист по археологии Ближнего Востока Стюарт Кэмпбелл. — И для Ди использовать зеркало из необычного материала, привезенное из экзотических земель и окруженное историями о его роли в гаданиях, а также сам эффект смутного отражения, которое оно дает, вероятно, было заманчиво».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+