18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зеркало Джона Ди, придворного астролога королевы Елизаветы I, создали ацтеки

Исследователи выяснили, что химический состав загадочного предмета, который когда-то использовался в оккультных практиках, а теперь хранится в галерее Просвещения Британского музея, совпадает с образцами, добытыми в Мексике

В журнале Antiquity вышла статья, авторы которой утверждают, что «волшебное» зеркало ученого XVI века Джона Ди, легендарного придворного астролога королевы Елизаветы I, было привезено в Англию из Мексики. Каким образом зеркало из обсидиана, разновидности вулканического стекла, попало в руки Ди, остается загадкой.

Группа исследователей, объединившая специалистов из Манчестерского университета, Сибирского отделения Российской академии наук и Университета Миссури, при помощи рентгенографического анализа изучила состав зеркала и сравнила его с образцами из разных мексиканских месторождений обсидиана. Оказалось, что ближе всего к нему по составу образцы из города Пачука, расположенного в 85 км к северо-востоку от Мехико.

«Овальные зеркала — широко известный тип ацтекских предметов… — пишут ученые. — Ацтеки использовали обсидиан в самых разных целях, в том числе в медицине и в качестве оберега. Его зеркальная поверхность служила защитой от злых духов и отражала внешность и душу человека». Кроме того, этот материал ассоциировался со смертью и подземным миром. Ацтекский бог Тескатлипока («Дымящееся зеркало») часто изображался с зеркалом, которое символизирует его способность предсказывать будущее.

Вероятно, эти представления об обсидиане повлияли и на европейцев вроде Джона Ди, который мог приобрести зеркало в Богемии (регион современной Чехии) в 1580-е годы и использовал его в оккультных практиках. Он привлекал различных медиумов, общавшихся с ангелами и духами при помощи зеркал и хрустальных шаров. Кроме того, Ди был научным советником королевы и участвовал в планировании ряда английских экспедиций в Северную и Южную Америку.

«Учитывая интерес Ди к Новому Свету, вполне вероятно, что ему была известна символика обсидиана, и всеведение зеркал Тескатлипоки, естественно, не могло оставить его равнодушным, — пишут авторы статьи. — Это вполне могло послужить главной причиной для приобретения подобного предмета».

Зеркало было передано в Британский музей в 1966 году, и с тех пор оно находится в галерее Просвещения. В рамках исследования ученые проанализировали еще три обсидиановых зеркала из коллекции Британского музея и обнаружили, что и они имеют ацтекское происхождение. Одно, как и зеркало Ди, связано с месторождением в Пачуке, а два других — в Укарео, что в 170 км к северо-западу от Мехико.

«Зеркала издавна применялись в европейских магических практиках, — говорит один из авторов статьи, специалист по археологии Ближнего Востока Стюарт Кэмпбелл. — И для Ди использовать зеркало из необычного материала, привезенное из экзотических земель и окруженное историями о его роли в гаданиях, а также сам эффект смутного отражения, которое оно дает, вероятно, было заманчиво».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+