18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гоген или нет? Эксперты обсуждают аутентичность картины из Тейт

«Таитяне», приписываемые Полю Гогену. Фото: TATE
«Таитяне», приписываемые Полю Гогену.
Фото: TATE
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Составители авторитетного каталога-резоне отвергли незаконченную работу. Эксперты сочли, что «колониальный» стиль композиции не характерен для французского художника

Картина «Таитяне» из коллекции Тейт, приписываемая Полю Гогену, может оказаться произведением другого художника. Зерно сомнения посеял нью-йоркский некоммерческий фонд «Институт Вильденштейна — Платтнера», исключив работу из недавно выпущенного каталога-резоне. Решение убрать «Таитян» было принято двумя ведущими авторами издания: Ришаром Бреттелем (умер в июле 2020 года) и Сильви Круссар, которые проработали вместе 20 лет.

В институте не раскрывают причин такого вердикта, чтобы «сохранить конфиденциальность» дискуссии. В Тейт же по-прежнему считают картину подлинной, однако представитель музея заявил, что она «в данный момент находится на экспертизе».

По словам Белинды Томсон, приглашенного куратора Тейт, она «удивлена», что работу вдруг исключили из каталога-резоне. «Таитяне» значились в каталоге-резоне Гогена 1964 года.

В Тейт утверждают, что специалисты Института Вильденштейна — Платтнера не связывались с ними перед публикацией нового издания. «Мы признаем, что в последние годы ведется изучение работ Гогена, поэтому направим все силы на исследование и будем непредвзято относиться к любым материалам, которые помогут представить уже знакомые произведения в новом свете», — заявили в британском музее.

«Таитяне» — необычная картина: она частично написана маслом на бумаге, наклеенной на холст. В левой части композиции маслом изображен мальчик на фоне пейзажа с пальмами и горами. Справа — набросок фигур трех женщин, сидящих в хижине или на веранде, их силуэты прорисованы углем. Таитянка в центре композиции отчетливо обведена синим мелом.

Тот факт, что картина не завершена, придает ей особое значение. Если работа подлинная, то может стать ключом к разгадке техники Гогена — начиная с грубого наброска углем и закрепления контуров до работы маслом.

Сюжет «Таитян» немного похож на две другие картины Гогена: «Сиеста» (1892–1894, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), где изображены четыре таитянки, лежащие в хижине или на веранде, и «На берегу реки на Мартинике» (1887, Музей ван Гога, Амстердам) со смотрящими друг на друга мальчиком и сидящей женщиной. Эти два полотна могут использоваться как для подтверждения подлинности — на том основании, что фигуры как раз напоминают манеру Гогена, — так и наоборот, подкрепляя мнение, что автор возможной подделки имитировал стиль подлинников.

Поль Гоген. «Сиеста». 1894. Фото: The Metropolitan Museum of Art
Поль Гоген. «Сиеста». 1894.
Фото: The Metropolitan Museum of Art

Отсутствие «Таитян» в каталоге-резоне заметил Фабрис Фурмануар, известный специалист по творчеству Гогена. Несколько лет назад он среди других экспертов высказывал сомнения в подлинности еще одной работы, приписывавшейся Гогену, — деревянной скульптуры «Голова с рогами» из Музея Гетти. В итоге после экспертиз ее атрибутировали как произведение «неизвестного автора».

Одним из аргументов в разговоре теперь уже о подлинности «Таитян» Фурмануар называет то, что картина изображает «стереотипную колониальную сценку на Таити», тогда как Гоген «искал более простые композиции». «Позы, платья и даже европейский аккордеон в руках одной из женщин показывают, что таитянцы „испорчены“ европейскими обычаями», — говорит он.

Фурмануар считает, что картина написана Шарлем Альфредом Ле Муаном, который жил в Полинезии с 1902 года (прибыв туда за год до смерти Гогена) и до своей кончины в 1918 году. Исследователю когда-то принадлежало 15 работ Ле Муана, поэтому он хорошо знаком с рукой этого художника. Он предполагает, что вскоре после смерти Гогена кто-то приехал на Таити из Франции в поисках его картин и поручил Ле Муану выполнить стилизацию.

Шарль Альфред Ле Муан. «Сиеста на веранде». Около 1908 г. Фото: Fabrice Fourmanoir
Шарль Альфред Ле Муан. «Сиеста на веранде». Около 1908 г.
Фото: Fabrice Fourmanoir

Специалисты же Тейт датируют «Таитян» примерно 1891 годом, то есть почти сразу после приезда Гогена на остров. Кураторы музея полагают, что это ранний набросок, попытка «примириться с новой обстановкой». Музей приобрел картину в 1917 году у искусствоведа Роджера Фрая. В декабре 1910 года он на время взял эту работу на выставку «Постимпрессионизм» у парижской галереи Druet, которая была первым официальным владельцем произведения, а спустя несколько месяцев выкупил примерно за £30. Искусствовед не сомневался в том, что это настоящий Гоген, хотя в то время о творчестве художника было известно гораздо меньше, чем сегодня.

Фрай был секретарем комитета Общества современного искусства, одним из создателей которого стал в 1910 году. Очевидно, он продал картину обществу, предположительно за ту же сумму, за которую ее купил. А в 1917 году общество передало полотно Галерее Тейт, где до последнего времени также не сомневались в его подлинности. В 2010 году работа участвовала в выставке Тейт Модерн «Гоген. Творец мифов». Впрочем, на гастроли в Национальную художественную галерею в Вашингтон выставка поехала без «Таитян». 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+