18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Гоген или нет? Эксперты обсуждают аутентичность картины из Тейт

№95
Материал из газеты

Составители авторитетного каталога-резоне отвергли незаконченную работу. Эксперты сочли, что «колониальный» стиль композиции не характерен для французского художника

Картина «Таитяне» из коллекции Тейт, приписываемая Полю Гогену, может оказаться произведением другого художника. Зерно сомнения посеял нью-йоркский некоммерческий фонд «Институт Вильденштейна — Платтнера», исключив работу из недавно выпущенного каталога-резоне. Решение убрать «Таитян» было принято двумя ведущими авторами издания: Ришаром Бреттелем (умер в июле 2020 года) и Сильви Круссар, которые проработали вместе 20 лет.

В институте не раскрывают причин такого вердикта, чтобы «сохранить конфиденциальность» дискуссии. В Тейт же по-прежнему считают картину подлинной, однако представитель музея заявил, что она «в данный момент находится на экспертизе».

По словам Белинды Томсон, приглашенного куратора Тейт, она «удивлена», что работу вдруг исключили из каталога-резоне. «Таитяне» значились в каталоге-резоне Гогена 1964 года.

В Тейт утверждают, что специалисты Института Вильденштейна — Платтнера не связывались с ними перед публикацией нового издания. «Мы признаем, что в последние годы ведется изучение работ Гогена, поэтому направим все силы на исследование и будем непредвзято относиться к любым материалам, которые помогут представить уже знакомые произведения в новом свете», — заявили в британском музее.

«Таитяне» — необычная картина: она частично написана маслом на бумаге, наклеенной на холст. В левой части композиции маслом изображен мальчик на фоне пейзажа с пальмами и горами. Справа — набросок фигур трех женщин, сидящих в хижине или на веранде, их силуэты прорисованы углем. Таитянка в центре композиции отчетливо обведена синим мелом.

Тот факт, что картина не завершена, придает ей особое значение. Если работа подлинная, то может стать ключом к разгадке техники Гогена — начиная с грубого наброска углем и закрепления контуров до работы маслом.

Сюжет «Таитян» немного похож на две другие картины Гогена: «Сиеста» (1892–1894, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), где изображены четыре таитянки, лежащие в хижине или на веранде, и «На берегу реки на Мартинике» (1887, Музей ван Гога, Амстердам) со смотрящими друг на друга мальчиком и сидящей женщиной. Эти два полотна могут использоваться как для подтверждения подлинности — на том основании, что фигуры как раз напоминают манеру Гогена, — так и наоборот, подкрепляя мнение, что автор возможной подделки имитировал стиль подлинников.

Отсутствие «Таитян» в каталоге-резоне заметил Фабрис Фурмануар, известный специалист по творчеству Гогена. Несколько лет назад он среди других экспертов высказывал сомнения в подлинности еще одной работы, приписывавшейся Гогену, — деревянной скульптуры «Голова с рогами» из Музея Гетти. В итоге после экспертиз ее атрибутировали как произведение «неизвестного автора».

Одним из аргументов в разговоре теперь уже о подлинности «Таитян» Фурмануар называет то, что картина изображает «стереотипную колониальную сценку на Таити», тогда как Гоген «искал более простые композиции». «Позы, платья и даже европейский аккордеон в руках одной из женщин показывают, что таитянцы „испорчены“ европейскими обычаями», — говорит он.

Фурмануар считает, что картина написана Шарлем Альфредом Ле Муаном, который жил в Полинезии с 1902 года (прибыв туда за год до смерти Гогена) и до своей кончины в 1918 году. Исследователю когда-то принадлежало 15 работ Ле Муана, поэтому он хорошо знаком с рукой этого художника. Он предполагает, что вскоре после смерти Гогена кто-то приехал на Таити из Франции в поисках его картин и поручил Ле Муану выполнить стилизацию.

Специалисты же Тейт датируют «Таитян» примерно 1891 годом, то есть почти сразу после приезда Гогена на остров. Кураторы музея полагают, что это ранний набросок, попытка «примириться с новой обстановкой». Музей приобрел картину в 1917 году у искусствоведа Роджера Фрая. В декабре 1910 года он на время взял эту работу на выставку «Постимпрессионизм» у парижской галереи Druet, которая была первым официальным владельцем произведения, а спустя несколько месяцев выкупил примерно за £30. Искусствовед не сомневался в том, что это настоящий Гоген, хотя в то время о творчестве художника было известно гораздо меньше, чем сегодня.

Фрай был секретарем комитета Общества современного искусства, одним из создателей которого стал в 1910 году. Очевидно, он продал картину обществу, предположительно за ту же сумму, за которую ее купил. А в 1917 году общество передало полотно Галерее Тейт, где до последнего времени также не сомневались в его подлинности. В 2010 году работа участвовала в выставке Тейт Модерн «Гоген. Творец мифов». Впрочем, на гастроли в Национальную художественную галерею в Вашингтон выставка поехала без «Таитян». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+