18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Эдварда Мунка в Осло обрел новое здание и другое наименование

Новый музей расположен в прибрежном районе Бьорвика. Фото: Guttorm Stilen Johansen
Новый музей расположен в прибрежном районе Бьорвика.
Фото: Guttorm Stilen Johansen
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

В ультрасовременный билдинг на берегу Осло-фьорда переехали 28 тыс. экспонатов, которые Эдвард Мунк завещал родному городу. Теперь это самый большой в мире музей, целиком посвященный творчеству одного-единственного художника

Директор музея Стейн Олав Хенриксен признавался накануне открытия, состоявшегося 22 октября: «С одной стороны, страшновато, с другой — чувствуешь огромное воодушевление». Причудливая 13-этажная башня, расположившаяся в Осло в прибрежном районе Бьорвика, распахнула двери для посетителей спустя десятилетие после начала строительства. Назвать новый музей решили просто — MUNCH. Его история уже со стадии эскизного проектирования сопровождалась драматическими событиями и гигантскими проблемами с логистикой. В результате всех перипетий появился крупнейший в мире музей, посвященный одному художнику.

Экологически продуманное сооружение, возведенное по проекту испанского архитектурного бюро Estudio Herreros (реализация проекта, по слухам, обошлась в 2,25 млрд норвежских крон, что составляет $260 млн), искусно вписано в береговую линию Осло — почти как фигура персонажа из знаменитого «Крика». Выставочные залы расположены на всех этажах башни, а на самом ее верху устроен панорамный ресторан. Это колоссальная сцена для выдающегося наследия Эдварда Мунка (1863–1944), который перед смертью завещал городу около 28 тыс. работ: картины, рисунки, скульптуры, гравюры и фотографии, а также архив и личные вещи.

С 1963 года коллекция хранилась в относительно небольшом здании в жилом районе Тойен. В 2004-м оттуда были украдены две ценнейшие картины — «Крик» (1910) и «Мадонна» (1894), что послужило активным стимулом к принятию решения о переезде. Пропажи позднее обнаружили, но, как говорит Хенриксен, «после ограбления возникло ощущение, что строительство нового здания музея откладывать больше нельзя». Меры безопасности тогда резко усилили, однако была и еще одна причина для ускорения новоселья: сами условия для хранения и демонстрации наследия Мунка оставались, по словам директора, «не на том уровне, которого заслуживает эта коллекция». Новый музей, возведенный рядом со знаменитым оперным театром, по экспозиционной площади впятеро превосходит старый.

Фасад нового здания музея. Фото: Einar Aslaksen
Фасад нового здания музея.
Фото: Einar Aslaksen

Мэрия Осло в 2008 году объявила международный конкурс среди архитекторов, но что-то пошло не так. «Только два года спустя конкурс отменили, а затем, еще через два года, объявили снова», — вспоминает Хенриксен. Политики тоже вставляли палки в колеса, бесконечно споря по поводу стоимости строительства, выделенной площадки и дальнейшей судьбы старого музея. Дебаты продолжались до тех пор, пока в норвежском парламенте по всем вопросам не удалось собрать большинства голосов. В итоге здание в Тойене станет частью окрестного парка, после реконструкции его займут развлекательные заведения.

По словам Хенриксена, самым непростым эпизодом переезда стала транспортировка огромного полотна «Исследователи» (1911–1925), площадь которого составляет около 50 кв. м. «Его нужно было вытащить через крышу, перевезти через город на грузовиках, а затем на пароме с одного берега фьорда на другой, — рассказывает директор музея. — Потом мы поднимали холст к небольшому люку на шестом этаже. Грузчики свешивались с крыши. Если бы подул ветер, они бы пострадали». Полезным следствием переезда стали инвентаризация и почти полная оцифровка коллекции.

Интерьеры нового здания. Фото: Ivar Kvaal
Интерьеры нового здания.
Фото: Ivar Kvaal

«Завещание Мунка представляет собой „всю его жизнь“», — говорит Йон-Уве Стейхёуг, руководитель отдела выставок и коллекций музея. MUNCH отделяет художника от его работ — таков кураторский принцип. Произведения расположены скорее тематически, чем по хронологии. Так, постоянная экспозиция включает разделы «Бесконечность», обзор основных тем и мотивов Мунка, и «Монументальность», куда внедрены огромные полотна «Исследователи» и «Солнце». А вот раздел «Тени» исследует саму жизнь художника и, в частности, его последние годы, проведенные в поместье Экелю в пригороде Осло.

Цифровые экспонаты и впервые представленные публике личные вещи Мунка — от мебели до художественных материалов и даже окурков — помогают воссоздать иммерсивный и виртуальный образ дома художника, который был снесен в 1960 году. По словам Стейхёуга, экспозиция «раскрывает Мунка как личность с новой стороны».

Эдвард Мунк. «Солнце». Фото: Munchmuseet
Эдвард Мунк. «Солнце».
Фото: Munchmuseet

Масштаб здания в Бьорвике позволяет вписать коллекции в различные, возможно неожиданные, контексты. Первой выставкой, открывающей обновленный музей, стала «Одиночество души», где в заочный диалог с Мунком вступает Трейси Эмин. Премьера проекта состоялась в Королевской академии художеств в Лондоне, а сейчас он занимает два этажа в MUNCH. Бронзовая 9-метровая скульптура Эмин «Мать» будет установлена у входа в музея весной следующего года, когда начнется коллаборация с норвежской блэк-метал-группой Satyricon. Стейхёуг говорит, что стратегически кураторы «не стремятся в вечность» и, вероятно, со временем в музее будут происходить «органичные изменения».

MUNCH позиционирует себя как нечто большее, чем просто музей. Он претендует на то, чтобы стать центром притяжения не только для ценителей искусства, но и для проходящих мимо покупателей, и для отдыхающих на набережной. «Забудьте все, что вы знаете о музеях, у нас будет совершенно иначе», — говорит Хенриксен.

В новом музее предусмотрена возможность проведения и гастрольных выставок-блокбастеров. И хотя директору, по его словам, пока не поступали предложения мечты, он отмечает, что отголоски творчества Мунка ощутимы в произведениях некоторых тяжеловесов современного искусства вроде Джаспера Джонса или Ансельма Кифера. Что ж, будем следить за анонсами.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+