18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Черные реставраторы» бросают тень на всех остальных

Краденая бронзовая статуэтка Шивы Натараджи — один из предметов азиатского искусства, который, как утверждает следствие, хранил у себя и реставрировал Нил Перри Смит. Фото: Courtesy of the Manhattan D.A.’s Antiquities Trafficking Unit
Краденая бронзовая статуэтка Шивы Натараджи — один из предметов азиатского искусства, который, как утверждает следствие, хранил у себя и реставрировал Нил Перри Смит.
Фото: Courtesy of the Manhattan D.A.’s Antiquities Trafficking Unit
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Дополнительное регулирование в области реставрации произведений искусства не повредит, но что делать с тщеславием реставраторов, которое зачастую побуждает их заниматься фальсификацией?

Британский реставратор азиатских древностей Нил Перри Смит, арестованный в июле 2021 года, не первый специалист в этой области, оказавшийся втянутым в преступную деятельность. Смита экстрадировали в США, где ему предъявили обвинение по 29 пунктам за предполагаемую расчистку и реставрацию древностей для дилера Субхаша Капура, которого обвиняют в сговоре с целью незаконного вывоза и сбыта на нью-йоркском арт-рынке исторических ценностей из Камбоджи, Непала и Таиланда на общую сумму приблизительно $143 млн. Еще одному британскому реставратору, Ричарду Салмону, предъявили обвинения в том, что он помогал скрыть настоящее происхождение артефактов. Ни с Салмоном, ни со Смитом не удалось связаться для комментариев.

«Если бы реставраторы не помогали замаскировывать похищенные реликвии, торговцам нелегально вывезенными древностями нечего было бы продавать, — считает окружной прокурор Манхэттена Сай Вэнс. — За каждой сетью незаконного оборота древностей, ради наживы паразитирующей на культурном наследии, стоит кто-то, кто перебирает и реставрирует краденые предметы, чтобы придать этой криминальной деятельности видимость законности».

Свежее расследование напоминает дело другого печально известного британского реставратора, Джонатана Тоукли-Пэрри, в конце 1990-х отсидевшего в тюрьме три года из шести за то, что до неузнаваемости преображал подлинные древности, маскируя их под безвкусные туристические сувениры, чтобы их можно было беспрепятственно вывозить из Египта. А два самых известных фальсификатора искусства — Томас Китинг (умерший в 1984 году) и Эрик Хебборн (убитый в Риме в 1996 году) — в начале карьеры тоже позиционировали себя как реставраторы.

Сравнительно недавно реставратор Мухаммед Аман Сиддик оказался в числе обвиняемых по делу о мошенничестве, связанному с подделкой картин одного из самых знаменитых художников Австралии Бретта Уайтли. В 2016 году его признали виновным вместе с арт-дилером Питером Стенли Гантом, но годом позже оправдали, а судья заявил, что суд не обладает необходимой компетенцией для того, чтобы установить авторство спорных произведений.

Реставратор Мухаммед Аман Сиддик покидает Верховный суд Виктории в Мельбурне (12 мая 2016 года). Фото: AAP Image/Tracey Nearmy
Реставратор Мухаммед Аман Сиддик покидает Верховный суд Виктории в Мельбурне (12 мая 2016 года).
Фото: AAP Image/Tracey Nearmy

«Зачастую такими реставраторами-фальсификаторами движет тщеславие, желание доказать, что они ничем не хуже художника, которого подделывают, и, возможно, еще желание обвести вокруг пальца мир искусства, — объясняет Саймон Гиллеспи, авторитетный лондонский специалист в области реставрации и консервации художественных произведений. — Если им это удается, они долго хранят свою тайну, а потом пишут мемуары и становятся знаменитыми».

Подобные громкие дела заставляют задуматься, достаточно ли строго регулируется эта индустрия. Тот же вопрос возникает в связи с такими неудачными опытами, как, например, «реставрация» копии «Непорочного зачатия» Бартоломе Эстебана Мурильо в Испании, ставшая мемом в 2020 году после того, как реставратор мебели исказил черты оригинала до полной неузнаваемости.

«Как правило, в подобных случаях речь идет о художниках-псевдореставраторах, и их действия имеют очень серьезные последствия для исторического наследия», — говорит Франсиско Мануэль Эспехо Хименес, президент Профессиональной ассоциации хранителей и реставраторов Испании (ACRE), которая борется за введение законодательного регулирования этой сферы.

Хотя в Великобритании деятельность этих профессионалов никак не регулируется, у Института консервации (ICON) есть собственная система аккредитации.

«Все члены обязаны соблюдать этический кодекс, и на каждого из них может быть подана жалоба, которую непременно рассмотрят и в случае необходимости примут соответствующие меры», — рассказывает исполнительный директор ICON Сара Крофтс и добавляет, что подобные случаи «крайне редки».

По ее словам, Нил Перри Смит не был аккредитованным специалистом ICON. Она уверена, что необходимо четко разграничивать консервацию и реставрацию, выбирая, с чем из них работать (последняя понимается как один из видов консервационной деятельности).

Стоит также отметить, что специалисты в области консервации нередко выступают в качестве привлеченных экспертов в расследованиях и судебных разбирательствах, связанных с преступлениями в сфере искусства. Так, реставратор Джеймс Мартин, специализирующийся на консервации, сыграл ключевую роль в суде по делу галереи Knoedler в 2016 году, указав на несоответствия в подделках. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+