18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Горки: не только ленинские, но и морозовские

№95
Материал из газеты

За последние годы утративший актуальность советский мемориал превратился в современный образцово-показательный музей, где теперь в чести обстоятельства не одной лишь политической истории СССР

Если вы давно не были в Горках Ленинских, где 21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин и где через четверть века после его смерти открылся мемориальный музей, вам надо срочно там побывать: за последние пять лет в музее произошли кардинальные перемены. И это несмотря на то, что формат его с трудом поддавался трансформации.

В системе советских ценностей Горки были чем-то наподобие храма Гроба Господня — священным местом, где завершило свой путь земное божество и где ничего нельзя трогать. В барском доме, в котором Владимир Ильич провел последние годы жизни, все было оформлено так, словно он умер только что: часы остановлены, мебель затянута белыми чехлами, на зеркалах траурные ленты и венки по стенам. Посещение заповедника входило в пакетный туризм, народная тропа к святилищу не зарастала, ежегодно сюда приезжало около миллиона человек. Подчиняясь напрямую ЦК КПСС, музей не испытывал проблем с финансированием. В 1990-е все это благополучие рухнуло, к середине 2000-х количество посетителей сократилось до 15 тыс. в год.

Новую эру здесь отсчитывают от 2015 года. «Музей поставили на частичную реставрацию, и именно тогда Министерство культуры и дирекция совместно приняли революционное решение — сделать из музея не некрополь, а усадьбу. Восстановить ее в том варианте, в каком Ленин ее впервые увидел, а не в том, в каком она осталась после его смерти», — рассказывает директор Олег Хромов. И это изменило все. Из дома убрали траур. Под белыми чехлами прекрасно сохранилась мебель из красного дерева и карельской березы. Обивочные ткани и шторы повторили по образцам из запасников, на полы вернули ковры, на столы и камины — посуду и вазы мейсенского фарфора. И дом заблистал.

Горки — это не только место, где умер Ленин. «Самый ранний музейный экспонат — топор фатьяновской культуры, ему более 4 тыс. лет, — поясняет Олег Хромов. — Собственно усадьба существует пять веков: первый ее владелец Гаврила Спасителев упоминается в источниках в середине XVI столетия. Род Спасителевых имел западноевропейские корни, они приехали в Россию в свите Софьи Палеолог. С XVIII века усадьба принадлежала семье Дурасовых, с 1824 года — генерал-лейтенанту Александру Писареву, участнику войны с Наполеоном. А в начале XX века земли купила одна из богатейших женщин России — Зинаида Морозова. Здесь она поселилась со своим третьим мужем, экс московским градоначальником Анатолием Рейнботом».

Золотой век усадьбы Горки пришелся на 1909–1918 годы. Зинаида Морозова превратила ее в процветающее сельскохозяйственное предприятие с молочной фермой, полями пшеницы, оранжереей, где выращивали тропические фрукты и цветы. Рабочих она выписывала из Прибалтики; построенные для них дома сохранились до наших дней. За обустройство и расширение хозяйского дома отвечал Федор Шехтель (1859–1926). Интерьеры были обставлены с изяществом и роскошью. На первом этаже разбили зимний сад; при спальнях сделали ванные комнаты с английской сантехникой; к располагавшейся во флигеле кухне проложили подземный коридор. В доме имелись паровое отопление, электричество от автономного генератора и телефон. Собственно, за все эти блага цивилизации Горки и выбрал своей резиденцией вождь мирового пролетариата.

Сейчас это прекрасно сохранившийся памятник усадебного быта рубежа XIX–XX веков. Имение в его современном виде — это еще и дань памяти Зинаиде Морозовой (умершей в 1947 году в нищете и забвении в подмосковном Ильинском), ее супругу (расстрелянному в 1918-м) и гениальному архитектору Федору Шехтелю, также бедствовавшему после революции.

Хотя и о Ленине здесь, естественно, не забыли. Просто повествование о нем переместилось в другое здание. Примерно в километре от основного усадебного комплекса располагается дореволюционная дача семейства Бахрушиных. В 1994-м сюда из Кремля перенесли кабинет и квартиру Ленина (а заодно и зал заседаний Совнаркома), которые до этого находились в здании Сената. Музей-заповедник пополнился 42 тыс. единиц хранения, в том числе гигантской ленинской библиотекой с его собственноручными пометками на книгах. Вот в этих интерьерах экскурсоводы и рассказывают о трагических последних годах жизни основателя Советского государства. Желающих прикоснуться к легенде немало: в докоронавирусном 2019 году музей принял 190 тыс. посетителей.

Третье ядро заповедника — Научно-культурный центр. Именно его первым видят все посетители Горок, и здание это впечатляет. Похожий то ли на египетский, то ли на древнегреческий храм с величественными пропилеями, Научно-культурный центр был последним музейным сооружением в СССР. Его ввели в строй в 1987 году. Автором проекта был архитектор Леонид Павлов, называвший это строение своим Парфеноном. По прошествии 35 лет здание выглядит идеальным образцом советского брутализма, доведенного в тяжеловесном лаконизме и репрессивной образности до апогея. Музейная экспозиция прославляет революцию и дело Ленина, но если отвлечься от смысла и смотреть только на форму, то сценография и сегодня поражает воображение. «Фишка» убранства — аудиовизуальные кубы, где с помощью скульптур и зеркал меняются объемные сцены. Описать их трудно — это надо видеть. В музее впервые были использованы компьютеры Apple (в 1985 году Стив Джобс приезжал в Советский Союз, он их и привез) и пульты дистанционного управления.

В 2018 году новым директором Горок стал Олег Хромов, до этого работавший главой Ленинского района Подмосковья. Имея большой опыт муниципального управления, он, как когда-то Зинаида Морозова, превратил заповедник в образцово-показательное поместье с аккуратно скошенными лугами (общая площадь территории — 240 га), обихоженным лесом и асфальтированными дорожками. «Мы по-прежнему остаемся научным учреждением, проводим конференции, выпускаем сборники, изучаем свою коллекцию, но одновременно мы взяли курс на событийный туризм. Хотим, чтобы зрители возвращались к нам снова и снова», — рассказывает директор.

Летом Игорь Бутман проводит в Горках большой джазовый фестиваль, на который собирается до 10 тыс. зрителей. Зимой в музее отмечают Рождество, на Масленицу сжигают 15-метровое чучело, самое большое в Подмосковье. Здесь есть свои фирменные праздники, например «Хоровод хоров», поддерживающий народные фольклорные коллективы, и «Шапка-фест», посвященный головным уборам. На территории Горок располагаются Кинодеревня и Киногород — настоящие кинематографические декорации, в которых снимались многие фильмы. Есть свой отель, несколько точек общепита. В планах — открытие арт-резиденции, чтобы приглашать и вдохновлять современных художников на создание произведений о Горках. Работает при музее и Клуб друзей. Одно из недавних благотворительных мероприятий — «Сиреневый вечер», где собирали деньги на реставрацию уникального музейного пианино с четырьмя педалями.

Сегодня Горки живут под лозунгом «Музей, сохранивший эпоху». Не отвергая ни советский период, ни дореволюционный, музей-заповедник в своей обширной экспозиции представляет разные этапы отечественной истории. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+