18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Территория усадьбы Васильчиковых стала общественной

Закончились работы по благоустройству территории усадьбы Васильчиковых — памятника классицизма конца XVIII — начала XIX века, где сейчас располагается Музей военной формы Российского военно-исторического общества

На территории появились новые газоны, декоративные растения и вырос сад, где летом можно будет прогуляться по цветущему розарию и отдохнуть под тенью яблоневых деревьев. Благодаря современному световому дизайну — высоким светильникам и подсветке здания — на территории усадьбы комфортно отдыхать даже в темное время суток, а модные светящиеся шрифты на вывесках от студии Артемия Лебедева и афиши музея дополняют общую картину.

Музейщики сделали сад доступным для всех — со стороны Большой Никитской улицы оборудован пандус для маломобильных посетителей.

Исполнительный директор Музея военной формы Российского военно-исторического общества Елена Синицина поделилась деталями хода работ: «У аллеи полководцев, возле центрального входа, взамен узкой и неудобной дорожки из гравия уже появилась новая, с очень красивым покрытием, напоминающим козинаки. Кроме того, по нашей просьбе вентиляторы кондиционеров, которые не сочетались с историческим обликом усадьбы, закрыли резными панелями с логотипом музея».

Сюда, к князьям Васильчиковым, на литературные вечера съезжалась вся московская интеллигенция, поэтому в ходе благоустройства было принято решение о создании именных лавочек с табличками — «лавочки Гоголя», «лавочки Айвазовского», «лавочки Тютчева». «Мы хотим погрузить посетителей в атмосферу дворянского гнезда, которое стало местом притяжения для прославленных поэтов и писателей», — рассказывают сотрудники музея.

Архитектурный комплекс усадьбы Васильчиковых, помимо двухэтажного особняка с мезонином, включает еще два боковых флигеля и два служебных корпуса с сараем. Строительство велось на протяжении XVIII и XIX веков, и сам ансамбль до сих пор остается уникальным образцом московской усадебной архитектуры. Главный корпус был воздвигнут на месте сгоревшего во время московского пожара 1812 года дома при дворянине Петре Бибикове. Во второй половине XIX века к особняку пристроили чугунный балкон, который до сих пор остается характерной архитектурной деталью усадьбы.

Когда в усадьбе жили князья Васильчиковы, они устраивали у себя творческие вечера, рождественские елки и музыкальные концерты.

В начале XX века в особняке располагалась женская гимназия, которая после революции была преобразована в школу. В 1920-е годы директором заведения стала сестра писателя Михаила Булгакова Надежда Земская, поэтому писатель проводил в стенах усадьбы много времени и даже какое-то время жил на третьем этаже.

В 2019 году завершилась комплексная реконструкция усадьбы, в результате которой внутренние планировка и архитектура остались практически оригинальными — какими они были созданы в первой четверти XIX века. Парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами сохранили свой вид практически без изменений. Главный фасад усадьбы был воссоздан по образцу 1870 года. После реставрационных работ в усадьбе открылся Музей военной формы Российского военно-исторического общества.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+