18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Медного всадника отреставрируют ко дню рождения Петра I

В Петербурге началась реставрация самого знаменитого памятника основателю города Петру I — Медного всадника Этьена Фальконе. Вокруг памятника, ставшего символом города, уже установлены леса

Монумент на Сенатской площади Санкт-Петербурга отреставрируют к 350-летию со дня рождения первого российского императора, которое будет отмечаться в 2022 году. Это вторая в истории существования памятника масштабная реставрация. По планам Государственного музея городской скульптуры Петербурга, заказчика работ, предстоит заняться всеми памятниками Петру I, стоящими на учете в музее.

«По своим эстетическим, художественным качествам Медный всадник не имеет аналогов, — считает Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, его главный хранитель. — Автор, Этьен Фальконе, был не только замечательным скульптором, но и гениальным инженером. Его расчет ветровой нагрузки, определение центра тяжести, других параметров — совершенно выдающаяся работа. Отреставрировать этот монумент — наш долг и перед основателем города, и перед создателями памятника».

Медный всадник, самый известный памятник Петру I, был установлен по указу Екатерины II в 1782 году, к 110-й годовщине со дня рождения первого императора России. За свою почти 240-летнюю историю он стал символом Петербурга. Но за все эти годы он всего лишь раз подвергался серьезной реставрации — 45 лет назад, в 1976 году. Тогда, по словам Надежды Ефремовой, специалисты обнаружили серьезные повреждения скульптуры, в частности, трещины на задних ногах коня, видимые невооруженным глазом. К счастью, как показало исследование, опорная конструкция не пострадала. Пришлось делать масштабные вставки из бронзы, чтобы закрыть повреждения. Тогда же установили точную конфигурацию обводного каркаса и то, как опорные точки скрепляются с постаментом, — в частности, был обнаружен еще один стержень, скрепляющий фигуру змеи с камнем. Реставрация 45-летней давности буквально спасла Медного всадника от серьезных проблем.

Сейчас памятник, по мнению специалистов, находится во вполне удовлетворительном состоянии. Как рассказала Надежда Ефремова, в 2019–2020 годах специалисты музея провели детальное обследование его состояния и установили на поверхности заметные очаги «бронзовой болезни» — коррозии металла, а также обнаружили очень мелкие трещины у основания хвоста коня, одной из трех опорных точек монумента. Кроме того, оказалось, что свинцовая заливка в том месте, где копыта коня соприкасаются с камнем постамента, деструктирована.

Теперь специалистам предстоит удалить очаги «бронзовой болезни» и закрыть эти места слоем защитной патины, а также расчистить швы между частями постамента и герметизировать их. Третий элемент работ — реставрацию каменной отмостки вокруг монумента с заменой поврежденных гранитных плит — уже начали.

«Мы завершаем установку лесов вокруг памятника и сооружение тепляка, — рассказал изданию Юрий Щедров, генеральный директор ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“», исполнителя работ. — Вся реставрация на памятнике будет проводиться при температуре не ниже 15 градусов тепла, как того требуют технические условия. Начнем с расчистки поверхности, уберем очаги бронзовой болезни, уплотним патину, займемся антикоррозийной защитой».

Всего в Петербурге установлено 17 памятников Петру I, но только пять из них находятся на учете в Государственном музее городской скульптуры. Это две конные группы — Медный всадник и памятник у Михайловского замка, выполненный еще при жизни Петра I и при его участии Бартоломео Карло Растрелли (отцом известного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли). Кроме того, бюст перед Домиком Петра на Каменном острове и две скульптуры императора в полный рост — в Петровском парке Кронштадта и на Большом Сампсониевском проспекте в Петербурге.

Отреставрированы будут два из них, работа над бюстом перед Домиком Петра уже началась. Остальную скульптуру только почистят. Всего на реставрацию Медного всадника выделено 40 млн руб., работы планируется завершить уже к середине декабря 2021 года.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+