18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-раскопки на Таманском полуострове: псевдоримский моноптер и сувениры с «Авито»

№95
Материал из газеты

Фонд искусства «Голубицкое», расположенный недалеко от Тамани, представил яркий проект — выставку под открытым небом, куратором которой стал Андрей Ерофеев

Фонд искусства «Голубицкое» начал работу больше года назад по инициативе мецената и коллекционера Александра Мечетина (BELUGA Group) как новый проект команды Центра современного искусства «Заря» (Владивосток).

Сейчас в фонде работает выставка под открытым небом с участием столичных и нестоличных знаменитостей. Знаменитый куратор Андрей Ерофеев предложил русский эквивалент неуклюжего англоязычного site-specific art — «выставка уместного искусства»; первая же часть названия проекта — De profundis — отсылает к латинскому псалму, покаянной молитве, начинающейся словами: «Из глубины взываю к Тебе, Господи».

Именно разнообразные глубины и стали темой выставки. Художникам было предложено выступить в роли археологов, откапывающих сокровища в многочисленных культурных слоях, которые содержит местная почва. Древние артефакты, на самом деле найденные на этой земле, можно видеть в Таманском археологическом музее. Участники же выставки сосредоточили свое внимание больше на нашем современном восприятии и работы археологов, и самого понятия древности.

Группа ХУ («Художественное уединение»), в которую время от времени объединяются выступающие соло художники, в их числе Ирина Корина, группа «ЕлиКука», группа «Обледенение архитекторов», подняла лежащую на поверхности, простите за каламбур, тему античности, греческих поселений, и соорудила и надувные колонны, и «Храм Весты» из камыша, и целую инсталляцию «Раскоп», имитирующую место работы археологов и доказывающую, что любой пустяк, найденный здесь, априори в нашем восприятии обладает научной ценностью.

Елена Колесникова, художница из Геленджика, посвятила работу важному аспекту археологии — черному рынку, где циркулируют сокровища, проследив на «Авито» покупки «типичных таманских сувениров».

Маршрут выставки, пролегающий по виноградникам винодельческого хозяйства «Поместье Голубицкое», ведет зрителя от одних «раскопок» к другим — от «Коллекции археолога» Гриши Брускина с древнесоветскими бронзовыми истуканами к «научному открытию» Ирины Наховой — костям животных, сложенным в гексаграммы из книги «И Цзин» и свидетельствующим, что в Тамань когда-то прокрались конфуцианцы. Краснодарская группировка ЗИП нарыла каркас «Гондолы», на которых якобы передвигались местные жители в древности, а микрогруппа из Ижевска «Город Устинов», знаменитая тем, что работает с микроскопическими деталями, выложила свои «Пляжные находки». Тропа приводит ко второй части выставки — туда, где в результате оседают черепки и амфоры, и это, конечно, музей. Коллективными усилиями художники соорудили типичный этнографический музей, главным экспонатом которого стал огромный макет станицы Голубицкая с наземной и подземной частями. В этом участвовали Константин Звездочетов, «зипы», Леонид Баталов.

Археология — модная тема и мирового искусства, достаточно вспомнить нашумевший проект художника Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения корабля „Невероятный“», но приятно, что, в отличие от звездного британца, который имитировал всю историю искусства, участники выставки сосредоточились на конкретном месте. По словам куратора фонда «Голубицкое» Алисы Багдонайте, «для нас имеет большое значение, что художественные проекты созданы специально для этой выставки и этого пространства, и они по-разному конструируют образы прошлого — образы, которые в равной степени строятся на археологических доказательствах, исторических исследованиях, народной или авторской мифологии».  

Станица Голубицкая
«De profundis. Выставка уместного искусства»
До конца октября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+