Современное турецкое искусство пришвартовалось на старинной верфи Золотого Рога

Ярмарку планируют сделать двигателем культурной жизни всего региона. Фото: Contemporary Istanbul
Ярмарку планируют сделать двигателем культурной жизни всего региона.
Фото: Contemporary Istanbul

Ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul в Стамбуле впервые проходит на исторических верфях на берегу залива Золотой Рог, которые обещают вскоре стать новым модным культурным кластером города наподобие венецианского Арсенала

Для турецкой ярмарки Contemporary Istanbul, 16-й по счету, начинается новая эра: она впервые прошла в новом месте и концептуальные развалины старинной стамбульской верфи Tersane стали отличной декорацией для достижений современного искусства Турции. После того как в прошлом году из-за пандемийных ограничений ярмарку пришлось провести виртуально, организаторам удалось вновь собрать постоянных участников на встречу в обычном формате.

В этот раз участвует 47 галерей и еще 10 арт-институций против 74 участников в доковидном 2019-м; абсолютное большинство — турецкие, зарубежных не так уж и много. В числе последних — единственная галерея из России, рискнувшая впервые отправиться в Стамбул в эти непростые времена московская «Сцена/Szena». Изначально планировалось сделать Россию специальным гостем ярмарки (у Contemporary Istanbul есть устоявшаяся практика каждый год выбирать страну, которая окажется «в фокусе», а галеристы оттуда получают особые условия участия), но в этом году не сложилось.

Кроме того, в ярмарке участвуют AB Gallery из Сеула, Bavan Gallery, Mohsen Gallery и Khak Gallery из Тегерана, C24 и Marlborough Gallery из Нью-Йорка, JD Malat из Лондона, Galeria Joan Gaspar и Villa Del Arte из Барселоны, Mariana Custodio из Лиссабона, Claudia Schmidt из Цюриха, Mironova Gallery из Киева. Среди иностранных участников указаны активно работающие и открывшие представительства за рубежом турецкие галереи Zilberman из Берлина и Pi Artworks из Лондона, совместный стенд немецкой галереи König и турецкой Pilevneli, а также немецкая предпринимательница Анна Лаудель, которая сперва переехала в Стамбул сама, а позже открыла там галерею (теперь Anna Laudel есть и в Дюссельдорфе). Таким образом, даже международные участники в большинстве своем представляют на ярмарке турецких художников (например, нью-йоркская C24 и лондонская JD Malat), так что Contemporary Istanbul позволяет увидеть отличный срез современного искусства именно Турции. И в этом смысле она очень похожа на российские аналоги.

Это связано не в последнюю очередь со вкусами и предпочтениями местных коллекционеров. По словам немецкого куратора и арт-критика Маркуса Графа, давно живущего в Стамбуле, большинство современных частных коллекций Турции началось с классического османского искусства и произведений западных художников-ориенталистов, затем многие коллекционеры переключились на современных турецких художников и только сейчас начинают интересоваться международной сценой. Немало галеристов начинали как частные коллекционеры, а позже решили заняться галерейным бизнесом и теперь активно продвигают современных турецких художников за рубежом (яркий пример — галерея Zilberman, работающая в Стамбуле и Берлине). Один из самых сильных стендов на ярмарке — König Galerie x Pilevneli Gallery, совместный проект двух галерей из Берлина и Стамбула. Здесь представлены произведения Катарины Гросс, Сары Моррис, Ханса Оп де Бека, Али Эльмачи и Эрдогана Зюмрютоглу. Среди выдающихся работ — бронзовая скульптура Эрвина Вурма (€60 тыс.).

В этом году в ярмарке участвует не так много зарубежных галерей. Фото: Contemporary Istanbul
В этом году в ярмарке участвует не так много зарубежных галерей.
Фото: Contemporary Istanbul

Турецкая галерея с занятным названием Sanatorium представляет молодых турецких художников Мехмета Дере, Фарида Расулова и скульптора Эду Сютунч. Привлекает внимание большая инсталляция Керема Озана Байрактара «Крылья и легкие», объединяющая цифровые изображения частей человеческого тела, животных, деталей гравюр, архитектуры и неопределенных органических форм.

Современные турецкие художники свободно работают с образами мирового масскульта. Микки-Маус, Дарт Вейдер, Капитан Америка — их изображения вы обязательно встретите на ярмарке. Но есть и те, кто соединяет современные технологии и традиционные формы национального искусства. Это видно, например, в неоновых ковровых инсталляциях Рамазана Джана или тканых работах художницы Белкис Балпинар на стенде Anna Laudel Gallery. Кстати, женская тема сейчас ярко звучит в Стамбуле — на ярмарке есть специальная экспозиция Akrasia, где демонстрируются работы десяти современных художниц из Турции, а в фонде Mesher на Истикляле (еще один культурный проект семьи местных мультимиллиардеров и покровителей искусства Коч) открылась выставка на основе исследования искусства турецких художниц, работавших в ХХ веке, чьи имена до сих пор не были известны ни публике, ни даже специалистам.

Большинство галерей-участниц — турецкие. Фото: Contemporary Istanbul
Большинство галерей-участниц — турецкие.
Фото: Contemporary Istanbul

На стенде стамбульской галереи Dirimart привлекают внимание эффектная работа «Плодородие» немецкой художницы с турецкими корнями Мевланы Липп и мраморная скульптура Сечкина Пирима. Однако самый заметный экспонат на стенде посвящен русскому искусству. Объект под названием Gontcharova французского художника-концептуалиста Саркиса Забуняна (известен под псевдонимом Саркис) — это многократно увеличенный фотопортрет Наталии Гончаровой в футуристическом гриме. Лицо амазонки русского авангарда, которая тут явлена еще и как пионер боди-арта и перформанса, Саркис отмечает его фирменным элементом — радугой (художник представлял Турцию на биеннале в Венеции в 2015 году с проектом, основанным на рисунке радуги). Работа Саркиса оценена в €65 тыс.

Что касается Анастасии Шавлоховой и ее галереи «Сцена», то она признается, что приехала в Стамбул, скорее, на разведку и не рассчитывает на моментальную коммерческую отдачу. Она отметила демократичные цены и приверженность турецких коллекционеров местному искусству. Галерея представляет акварели молодого художника из Нальчика Ахмата Биканова (€1,5–4 тыс.), работы Евгения Дедова и Кирилла Гаршина (€7 тыс.).

По крайней мере, один русский художник нашелся и на стенде зарубежной галереи — престижной Marlborough из Нью-Йорка. В числе мировых звезд они привезли работы Гриши Брускина — эмали на стали ($12 тыс.) и шелкографии ($2 тыс.).

Среди спецпроектов ярмарки нельзя пройти мимо — в буквальном смысле — выставки современной скульптуры под открытым небом. Некоторые из почти четырех десятков объектов 30 авторов расположены прямо на старой пристани на берегу Золотого Рога. Еще один эффектный проект под открытым небом — инсталляция Рейчел Хейс «Флаги будущего» — посвящен проблемам современной экологии. Почти все произведения тут тоже можно купить, но средства от продажи пойдут в несколько общественных благотворительных организаций.

Рейчел Хейс. «Флаги будущего». Фото: Contemporary Istanbul
Рейчел Хейс. «Флаги будущего».
Фото: Contemporary Istanbul

Основатель, председатель и «мозговой центр» Contemporary Istanbul — неутомимый Али Гюрели, который планирует сделать ярмарку и связанные с ней мероприятия двигателем культурной жизни и арт-рынка всего региона. Недавно у Contemporary Istanbul появились собственный художественный фонд и выставочная площадка Cocoon в модном квартале Фишхане в пригороде Стамбула Зейтинбурну, прошло несколько выставок и небольшая ярмарка местных галерей летом этого года. Однако планы Гюрели простираются куда дальше — в будущем на отреставрированной площади верфи Tersane появится галерейный кластер, а проекты Contemporary Istanbul будут идти круглый год. Что касается самой ярмарки, то ее как раз не собираются расширять с точки зрения количества участников, зато уже в следующем году обещают больше зарубежных галерей. Также планируется, что вход на ярмарку будет бесплатным, а со старым городом и другими важными точками на карте современного Стамбула Tersane Istanbul свяжут водные шаттлы, которые будут курсировать по Золотому Рогу и Босфору.

По словам Али Гюрели, смена места проведения ярмарки — лишь первый шаг на пути к изменениям. По его замыслу, в Tersane Istanbul должен появиться галерейный квартал, не уступающий лондонскому Челси и нью-йоркскому Манхэттену, а саму концепцию использования старых хозяйственных построек для экспонирования современного искусства, да еще и в окружении воды, он сравнивает ни много ни мало с Арсенале в Венеции. Основные направления деятельности Contemporary Istanbul Гюрели описывает как «искусство, культура, образование». Сюда можно добавить и международное сотрудничество: в ближайших планах — выставка турецкого современного искусства в Московском музее современного искусства и ответный проект с российскими художниками в Стамбуле, а также выставка паблик-арта Турции под открытым небом у Манежа в Санкт-Петербурге (скорее всего, в следующем году).

Всего в этом году представлено 47 галерей и 10 арт-институций. Фото: Contemporary Istanbul
Всего в этом году представлено 47 галерей и 10 арт-институций.
Фото: Contemporary Istanbul

Планируемая реконструкция верфи Tersane Istanbul — это крупный девелоперский проект (говорят, территорию выкупил гостиничный гигант Rixos), а культурные проекты — лишь вишенка на торте. После реконструкции комплекс будет включать три отеля, жилой квартал, бутики, галереи, бары, рестораны, две марины, офисы. Однако именно креативные индустрии должны сделать его новым центром притяжения. Помимо Contemporary Istanbul, которая обоснуется здесь со своим фондом, тут разместится новое пространство Sadberk Hanim Museum и некий «Музей женщин».

Перестройкой комплекса судостроительных верфей на побережье Золотого Рога, некоторые части которого датируются 1455 годом, занимается одно из самых влиятельных в Турции архитектурных бюро Tabanlioğlu Architecture. Его глава Мюрат Табанлиоглу сейчас возглавляет реконструкцию Культурного центра Ататюрка на площади Таксим (строил его когда-то еще отец архитектора), который объединит концертный зал, библиотеку, звукозаписывающие студии и выставочное пространство под одной крышей.

Ярмарка Contemporary Istanbul продлится до 10 октября.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
6
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
7
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+