Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины

Михаил Врубель. «Демон поверженный». 1902. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Демон поверженный». 1902. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики

Экспозиция, открывающаяся 3 ноября, займет три выставочных этажа Новой Третьяковки. На Крымском Валу будет представлено более 300 произведений Михаила Врубеля, в том числе из зарубежных собраний. О своеобразии проекта на пресс-конференции в РИА Новости рассказали директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, кураторы и другие его участники.

По словам Зельфиры Трегуловой, гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля — важный этап в познании его наследия. Одна из ее особенностей состоит в том, что кураторы сумели договориться о воссоединении работ художника из собраний Третьяковки и Русского музея. В ХХ веке отечественных выставок, на которых бы объединились вещи Врубеля из Москвы и Петербурга (Ленинграда), было всего две: одна в 1920-х годах, другая в 1956 году. После Третьяковской галереи выставка отправится в Русский музей, однако, как подчеркнула Зельфира Трегулова, «коллеги делают ее сами, по-своему; мы предоставляем им все, что может путешествовать».

Также директор Третьяковки отметила присутствие произведений из музеев Белоруссии и Армении. Например, из Еревана прилетит иллюстрация Врубеля к лермонтовскому «Демону». «Приятно, что этот рисунок был отреставрирован именно силами сотрудников Третьяковской галереи и торжественно передан обратно в Армению», — сказала Трегулова.

Михаил Врубель. «Пан». 1899. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Пан». 1899. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Другой важный нюанс экспозиции, как отметила директор, заключается в том, что она позволит взглянуть иначе на наследие художника, в том числе на его позднее творчество. «Мы смотрим на него сегодня как на художника, предвосхитившего открытия ХХ века, — сказала Зельфира Трегулова. — Его „Сирень“ — это важнейший путь к беспредметности». Она напомнила о том, как поразили парижан произведения Михаила Врубеля, представленные в 1906 году на выставке во Франции. Для художника этот показ стал триумфом, в то время как работы Валентина Серова, наоборот, не привлекли внимания. Среди посетителей парижского Гран-пале, особенно тщательно вглядывавшихся в то, как Врубель дробил художественную поверхность, по ее словам, несколько раз заметили Пабло Пикассо, как раз тогда работавшего над «Авиньонскими девицами».

Михаил Врубель. «К ночи». 1900. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «К ночи». 1900.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Куратор выставки, заведующая отделом графики XVIII — начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова уточнила, что, благодаря сотрудничеству с Русским музеем, «мы соединяем разрозненные циклы и даже разрезанные картины». В качестве примера такой расчлененной самим автором работы она назвала «Пророка», половины которого хранятся в Москве и Петербурге. Другое достижение: впервые за очень долгое время три «Демона» Врубеля будут представлены в одном зале (третьяковский «Демон» из-за шва на полотне не подлежит транспортировке). Именно в зале «Демонов» кураторы подготовили сюрпризы для зрителей. Первым из них станет световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины. «Мы сделаем так, чтобы он вспыхнул», — сказала Ирина Шуманова. Второй сюрприз она решила не раскрывать, однако намекнула, что он связан с родством двух «Демонов».

По словам Ирины Шумановой, неординарным проект также делает то, что в нем очень широко показаны графические произведения — их более 200. В большинстве случаев это поздние графические работы Врубеля, который на последнем этапе жизни уже не мог писать маслом. «Он проходил через чистилище больниц, и эта работа [в графике] его спасла. Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как инакомыслие. Он уловил ветер ХХ века. Мы проведем зрителя через аскезу черно-белого рисования», — рассказала куратор.

Михаил Врубель. «Портрет жены (Надежды Забелы-Врубель)». 1904. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Портрет жены (Надежды Забелы-Врубель)». 1904. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Другой куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов, отметил, что «все имеют представление о Врубеле, но мы надеемся, что выставка его в некоторой степени изменит».

Архитектор экспозиции Сергей Чобан добавил волнующих деталей. По его словам, работа над проектом велась около года и это был один из самых сложных и интересных экспозиционных проектов. Ключевым словом для Чобана стала «молекулярность». Как архитектор, он увидел, что Врубель в своих полотнах создавал «молекулярный мир». Поэтому архитектурная планировка выставки будет подчинена этому принципу: без четких углов и граней, по структуре экспозиция будет состоять из перетекающих друг в друга ячеек будто органического характера.

Проект реализован в рамках совместной программы Государственной Третьяковской галереи и банка ВТБ. Старший вице-президент банка Наталья Кочнева уверена, что выставку ждет большой успех: «Я глубоко признательна коллегам за то, что они делают. Выставочные проекты, которые рождаются в результате нашего взаимодействия, становятся настоящими блокбастерами и оставляют заметный след в истории. Уверена, что выставка работ Михаила Врубеля тоже станет знаковым проектом и получит много откликов и от посетителей, и от профессионального сообщества».

Новая Третьяковка
«Михаил Врубель»
3 ноября 2021 — 8 марта 2022

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+