18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины

Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики

Экспозиция, открывающаяся 3 ноября, займет три выставочных этажа Новой Третьяковки. На Крымском Валу будет представлено более 300 произведений Михаила Врубеля, в том числе из зарубежных собраний. О своеобразии проекта на пресс-конференции в РИА Новости рассказали директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, кураторы и другие его участники.

По словам Зельфиры Трегуловой, гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля — важный этап в познании его наследия. Одна из ее особенностей состоит в том, что кураторы сумели договориться о воссоединении работ художника из собраний Третьяковки и Русского музея. В ХХ веке отечественных выставок, на которых бы объединились вещи Врубеля из Москвы и Петербурга (Ленинграда), было всего две: одна в 1920-х годах, другая в 1956 году. После Третьяковской галереи выставка отправится в Русский музей, однако, как подчеркнула Зельфира Трегулова, «коллеги делают ее сами, по-своему; мы предоставляем им все, что может путешествовать».

Также директор Третьяковки отметила присутствие произведений из музеев Белоруссии и Армении. Например, из Еревана прилетит иллюстрация Врубеля к лермонтовскому «Демону». «Приятно, что этот рисунок был отреставрирован именно силами сотрудников Третьяковской галереи и торжественно передан обратно в Армению», — сказала Трегулова.

Другой важный нюанс экспозиции, как отметила директор, заключается в том, что она позволит взглянуть иначе на наследие художника, в том числе на его позднее творчество. «Мы смотрим на него сегодня как на художника, предвосхитившего открытия ХХ века, — сказала Зельфира Трегулова. — Его „Сирень“ — это важнейший путь к беспредметности». Она напомнила о том, как поразили парижан произведения Михаила Врубеля, представленные в 1906 году на выставке во Франции. Для художника этот показ стал триумфом, в то время как работы Валентина Серова, наоборот, не привлекли внимания. Среди посетителей парижского Гран-пале, особенно тщательно вглядывавшихся в то, как Врубель дробил художественную поверхность, по ее словам, несколько раз заметили Пабло Пикассо, как раз тогда работавшего над «Авиньонскими девицами».

Куратор выставки, заведующая отделом графики XVIII — начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова уточнила, что, благодаря сотрудничеству с Русским музеем, «мы соединяем разрозненные циклы и даже разрезанные картины». В качестве примера такой расчлененной самим автором работы она назвала «Пророка», половины которого хранятся в Москве и Петербурге. Другое достижение: впервые за очень долгое время три «Демона» Врубеля будут представлены в одном зале (третьяковский «Демон» из-за шва на полотне не подлежит транспортировке). Именно в зале «Демонов» кураторы подготовили сюрпризы для зрителей. Первым из них станет световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины. «Мы сделаем так, чтобы он вспыхнул», — сказала Ирина Шуманова. Второй сюрприз она решила не раскрывать, однако намекнула, что он связан с родством двух «Демонов».

По словам Ирины Шумановой, неординарным проект также делает то, что в нем очень широко показаны графические произведения — их более 200. В большинстве случаев это поздние графические работы Врубеля, который на последнем этапе жизни уже не мог писать маслом. «Он проходил через чистилище больниц, и эта работа [в графике] его спасла. Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как инакомыслие. Он уловил ветер ХХ века. Мы проведем зрителя через аскезу черно-белого рисования», — рассказала куратор.

Другой куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов, отметил, что «все имеют представление о Врубеле, но мы надеемся, что выставка его в некоторой степени изменит».

Архитектор экспозиции Сергей Чобан добавил волнующих деталей. По его словам, работа над проектом велась около года и это был один из самых сложных и интересных экспозиционных проектов. Ключевым словом для Чобана стала «молекулярность». Как архитектор, он увидел, что Врубель в своих полотнах создавал «молекулярный мир». Поэтому архитектурная планировка выставки будет подчинена этому принципу: без четких углов и граней, по структуре экспозиция будет состоять из перетекающих друг в друга ячеек будто органического характера.

Проект реализован в рамках совместной программы Государственной Третьяковской галереи и банка ВТБ. Старший вице-президент банка Наталья Кочнева уверена, что выставку ждет большой успех: «Я глубоко признательна коллегам за то, что они делают. Выставочные проекты, которые рождаются в результате нашего взаимодействия, становятся настоящими блокбастерами и оставляют заметный след в истории. Уверена, что выставка работ Михаила Врубеля тоже станет знаковым проектом и получит много откликов и от посетителей, и от профессионального сообщества».

Новая Третьяковка
«Михаил Врубель»
3 ноября 2021 — 8 марта 2022

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+