Ренессансное путешествие с Альбрехтом Дюрером проходит в Ахене

Альбрехт Дюрер. «Голова моржа». 1521. Британский музей, Лондон. Фото: The British Museum, London, © The Trustees of the British Museum
Альбрехт Дюрер. «Голова моржа». 1521. Британский музей, Лондон.
Фото: The British Museum, London, © The Trustees of the British Museum
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Экспозиция «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» рассказывает историю годовой поездки Дюрера, главной целью которой было посещение коронации Карла V

Выставка, приуроченная к 500-летию путешествия Альбрехта Дюрера по Нижним Землям (исторические Нидерланды), открылась в Музее Сюрмонда — Людвига в Ахене. А в ноябре другая версия этой выставки заработает в лондонской Национальной галерее.

В основе экспозиции «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» лежат долгие годы исследований. Она рассказывает историю годовой поездки Дюрера, чьей главной целью было посещение коронации Карла V, состоявшейся в Ахене 23 октября 1520 года, и продление своего права на императорскую пенсию. Однако художник воспользовался случаем и для общения с коллегами, знакомства с их работами и продажи собственного искусства. Поэтому по пути он побывал в Антверпене, Брюгге, Брюсселе и Генте. Дюрер вел записи, представляющие собой нечто среднее между дневником и бухгалтерской книгой. Документ художника такого рода, дошедший до наших дней, — большая редкость. Несмотря на то что оригинал дневника за период с июля 1520 по июль 1521 года утрачен (за исключением одного листа, который сейчас находится в Британском музее), сохранились две его копии. Нюрнбергский архив на ахенскую выставку прислал более раннюю, датируемую приблизительно 1570 годом, а копия 1620 года из Государственной библиотеки Бамберга войдет в экспозицию в Национальной галерее.

Альбрехт Дюрер. «Святой Христофор, смотрящий налево». 1521. Фото: The Suermondt Ludwig Museum
Альбрехт Дюрер. «Святой Христофор, смотрящий налево». 1521.
Фото: The Suermondt Ludwig Museum

Сегодня известно не менее 120 листов с рисунками (многие из них двусторонние) и 5 картин, созданных 49-летним художником во время той поездки. Для человека, который путешествует и параллельно занимается другими делами, Дюрер работал невероятно продуктивно.

Питеру ван ден Бринку, директору ахенского музея и куратору выставки, удалось собрать на ней 55 рисунков и 30 гравюр художника. Кроме того, в экспозицию вошло пять картин (из Бостона, Дрездена, Лиссабона, Лондона и Парижа) — значительное кураторское достижение, ведь живописных работ Дюрера очень мало. Здесь также представлено 90 произведений его современников.

Пожалуй, самый выдающийся экспонат — картина «Святой Иероним» (1521) из лиссабонского Национального музея старого искусства, которую Дюрер написал со старика, повстречавшегося ему в Антверпене. На эскизе он написал, что его натурщик был «девяноста девяти лет от роду и по-прежнему в ясном уме и добром здравии».

Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним». 1521. Национальный музей старого искусства, Лиссабон. Фото: Leonars se Selva/Bridgeman Images
Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним». 1521. Национальный музей старого искусства, Лиссабон.
Фото: Leonars se Selva/Bridgeman Images

Больше всего в эпохальном путешествии художника поражает его бесконечная любознательность, особенно к тому, что казалось в те времена экзотическим. Он рисовал львов в гентском зверинце. Он любовался сокровищами ацтеков, привезенными испанцами из Америки, и записал в дневнике: «... меня поразила искусность людей из далеких стран».

Музей Сюрмонда — Людвига
«Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+