18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ренессансное путешествие с Альбрехтом Дюрером проходит в Ахене

Альбрехт Дюрер. «Голова моржа». 1521. Британский музей, Лондон. Фото: The British Museum, London, © The Trustees of the British Museum
Альбрехт Дюрер. «Голова моржа». 1521. Британский музей, Лондон.
Фото: The British Museum, London, © The Trustees of the British Museum
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Экспозиция «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» рассказывает историю годовой поездки Дюрера, главной целью которой было посещение коронации Карла V

Выставка, приуроченная к 500-летию путешествия Альбрехта Дюрера по Нижним Землям (исторические Нидерланды), открылась в Музее Сюрмонда — Людвига в Ахене. А в ноябре другая версия этой выставки заработает в лондонской Национальной галерее.

В основе экспозиции «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» лежат долгие годы исследований. Она рассказывает историю годовой поездки Дюрера, чьей главной целью было посещение коронации Карла V, состоявшейся в Ахене 23 октября 1520 года, и продление своего права на императорскую пенсию. Однако художник воспользовался случаем и для общения с коллегами, знакомства с их работами и продажи собственного искусства. Поэтому по пути он побывал в Антверпене, Брюгге, Брюсселе и Генте. Дюрер вел записи, представляющие собой нечто среднее между дневником и бухгалтерской книгой. Документ художника такого рода, дошедший до наших дней, — большая редкость. Несмотря на то что оригинал дневника за период с июля 1520 по июль 1521 года утрачен (за исключением одного листа, который сейчас находится в Британском музее), сохранились две его копии. Нюрнбергский архив на ахенскую выставку прислал более раннюю, датируемую приблизительно 1570 годом, а копия 1620 года из Государственной библиотеки Бамберга войдет в экспозицию в Национальной галерее.

Альбрехт Дюрер. «Святой Христофор, смотрящий налево». 1521. Фото: The Suermondt Ludwig Museum
Альбрехт Дюрер. «Святой Христофор, смотрящий налево». 1521.
Фото: The Suermondt Ludwig Museum

Сегодня известно не менее 120 листов с рисунками (многие из них двусторонние) и 5 картин, созданных 49-летним художником во время той поездки. Для человека, который путешествует и параллельно занимается другими делами, Дюрер работал невероятно продуктивно.

Питеру ван ден Бринку, директору ахенского музея и куратору выставки, удалось собрать на ней 55 рисунков и 30 гравюр художника. Кроме того, в экспозицию вошло пять картин (из Бостона, Дрездена, Лиссабона, Лондона и Парижа) — значительное кураторское достижение, ведь живописных работ Дюрера очень мало. Здесь также представлено 90 произведений его современников.

Пожалуй, самый выдающийся экспонат — картина «Святой Иероним» (1521) из лиссабонского Национального музея старого искусства, которую Дюрер написал со старика, повстречавшегося ему в Антверпене. На эскизе он написал, что его натурщик был «девяноста девяти лет от роду и по-прежнему в ясном уме и добром здравии».

Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним». 1521. Национальный музей старого искусства, Лиссабон. Фото: Leonars se Selva/Bridgeman Images
Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним». 1521. Национальный музей старого искусства, Лиссабон.
Фото: Leonars se Selva/Bridgeman Images

Больше всего в эпохальном путешествии художника поражает его бесконечная любознательность, особенно к тому, что казалось в те времена экзотическим. Он рисовал львов в гентском зверинце. Он любовался сокровищами ацтеков, привезенными испанцами из Америки, и записал в дневнике: «... меня поразила искусность людей из далеких стран».

Музей Сюрмонда — Людвига
«Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+