Ренессансное путешествие с Альбрехтом Дюрером проходит в Ахене

Альбрехт Дюрер. «Голова моржа». 1521. Британский музей, Лондон. Фото: The British Museum, London, © The Trustees of the British Museum
Альбрехт Дюрер. «Голова моржа». 1521. Британский музей, Лондон.
Фото: The British Museum, London, © The Trustees of the British Museum
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Экспозиция «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» рассказывает историю годовой поездки Дюрера, главной целью которой было посещение коронации Карла V

Выставка, приуроченная к 500-летию путешествия Альбрехта Дюрера по Нижним Землям (исторические Нидерланды), открылась в Музее Сюрмонда — Людвига в Ахене. А в ноябре другая версия этой выставки заработает в лондонской Национальной галерее.

В основе экспозиции «Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду» лежат долгие годы исследований. Она рассказывает историю годовой поездки Дюрера, чьей главной целью было посещение коронации Карла V, состоявшейся в Ахене 23 октября 1520 года, и продление своего права на императорскую пенсию. Однако художник воспользовался случаем и для общения с коллегами, знакомства с их работами и продажи собственного искусства. Поэтому по пути он побывал в Антверпене, Брюгге, Брюсселе и Генте. Дюрер вел записи, представляющие собой нечто среднее между дневником и бухгалтерской книгой. Документ художника такого рода, дошедший до наших дней, — большая редкость. Несмотря на то что оригинал дневника за период с июля 1520 по июль 1521 года утрачен (за исключением одного листа, который сейчас находится в Британском музее), сохранились две его копии. Нюрнбергский архив на ахенскую выставку прислал более раннюю, датируемую приблизительно 1570 годом, а копия 1620 года из Государственной библиотеки Бамберга войдет в экспозицию в Национальной галерее.

Альбрехт Дюрер. «Святой Христофор, смотрящий налево». 1521. Фото: The Suermondt Ludwig Museum
Альбрехт Дюрер. «Святой Христофор, смотрящий налево». 1521.
Фото: The Suermondt Ludwig Museum

Сегодня известно не менее 120 листов с рисунками (многие из них двусторонние) и 5 картин, созданных 49-летним художником во время той поездки. Для человека, который путешествует и параллельно занимается другими делами, Дюрер работал невероятно продуктивно.

Питеру ван ден Бринку, директору ахенского музея и куратору выставки, удалось собрать на ней 55 рисунков и 30 гравюр художника. Кроме того, в экспозицию вошло пять картин (из Бостона, Дрездена, Лиссабона, Лондона и Парижа) — значительное кураторское достижение, ведь живописных работ Дюрера очень мало. Здесь также представлено 90 произведений его современников.

Пожалуй, самый выдающийся экспонат — картина «Святой Иероним» (1521) из лиссабонского Национального музея старого искусства, которую Дюрер написал со старика, повстречавшегося ему в Антверпене. На эскизе он написал, что его натурщик был «девяноста девяти лет от роду и по-прежнему в ясном уме и добром здравии».

Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним». 1521. Национальный музей старого искусства, Лиссабон. Фото: Leonars se Selva/Bridgeman Images
Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним». 1521. Национальный музей старого искусства, Лиссабон.
Фото: Leonars se Selva/Bridgeman Images

Больше всего в эпохальном путешествии художника поражает его бесконечная любознательность, особенно к тому, что казалось в те времена экзотическим. Он рисовал львов в гентском зверинце. Он любовался сокровищами ацтеков, привезенными испанцами из Америки, и записал в дневнике: «... меня поразила искусность людей из далеких стран».

Музей Сюрмонда — Людвига
«Здесь был Дюрер. Путешествие превращается в легенду»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+