18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Екатерина Великая и опера: политика, страсть и иллюзия в «Царицыно»

№94
Материал из газеты

Музейно-театральный проект «Театрократия. Екатерина II и опера» представит не только традиционную экспозицию, но и две театральные премьеры, которые по окончании выставки войдут в собрание ГМЗ «Царицыно»

Очередной долгожданный театральный фестиваль-выставка, организованный музеем-заповедником «Царицыно» вместе с премией «Золотая маска» и несколькими театрами. Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой — и во многом благодаря ей — в России в XVIII веке возник музыкальный театр. Государыня использовала оперу не только для развлечения, но и как весьма эффективный метод пропаганды плюс воспитательное средство. Слово же «театрократия», ставшее названием выставки, было изобретено лет 100 назад театральным деятелем Серебряного века Николаем Евреиновым, размышлявшим о том, насколько же всепроникающим было идеологическое воздействие театра в XVIII столетии.

На выставку собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII века, которые с размахом распределены по иллюстрирующим многообразие оперных целей разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам покажут работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, и это не только Пьетро Гонзага, но и Франческо Градицци, и Людвиг Тишбейн.

Отдельный раздел посвящен двум годам, которые провел на службе русской сцене Карло Бибиена из великой итальянской династии сценографов. Макеты Эрмитажного театра и Китайского театра в Царском Селе, позволяющие представить их первоначальный облик, сопровождаются архитектурными проектами театральных зданий Джакомо Кваренги, Петра Неелова, Антонио Ринальди.

Сама Екатерина II не только заказывала Дмитрию Левицкому портреты актрис-любительниц — смолянок в оперных костюмах — и называла своих левреток в честь героинь оперы Андре Гретри «Земира и Азор» (по сказке «Красавица и Чудовище»). Она сочинила 9 оперных либретто и 14 комедий. Отметим коллекцию экспонатов, связанных с оперой Екатерины II «Начальное управление Олега»: эскизы к спектаклю, проекты декораций, раскрашенные гравюры со сценками из него, а также макет сцены третьего действия, созданный на основании рисунка Алексея Оленина.

Отдельный умопомрачительный экспонат и одна из оперных премьер фестиваля — в последнем зале, где зритель внезапно оказывается внутри снятого в режиме виртуальной реальности спектакля по мотивам опер, которые любила и даже специально заказывала императрица. Ее здесь сыграла Ингеборга Дапкунайте. Сам проект — детище режиссера Михаила Патласова, драматурга Ильи Кухаренко, дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica, а также солистов Большого театра. Для спектакля собраны исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II, а также редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые исполнены по подлинным партитурам в аутентичной манере.

Вторая премьера, подготовленная по инициативе «Царицыно», — камерная опера Кристофа Глюка «Китаянки», совместный проект музея-заповедника с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и солистами вокального ансамбля Intrada.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Театрократия. Екатерина II и опера»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+