18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Все об эволюции ренессансных алтарей: от иконы к повествованию

№94
Материал из газеты

В книге «Итальянский ренессансный алтарь» выдающийся исследователь Дэвид Эксерджян использует собственную стратегию, справедливо именуя свою работу первым полным обзором заявленной темы

Сколько было церквей на Апеннинском полуострове, скажем, в 1500 году? Вряд ли кто-то подсчитывал, но по самым скромным прикидкам — не меньше 3 тыс. Сколько было алтарей в каждой из них? В бедных деревенских приходах не более одного или двух, а вот в больших храмах монашеских орденов — до 20. Сколько алтарей было украшено картинами и скульптурами? Хотя многие церкви обходились без них, в крупных городах вроде Рима, Флоренции, Венеции и Неаполя в XIV–XV веках отсутствие запрестольного образа считалось признаком захудалости. Богатые семьи и общественные институты соперничали между собой, заказывая украшения алтарей и часовен. Неудивительно, что на протяжении всей эпохи Возрождения создание алтарных картин входило в число важнейших задач любого художника — от Рафаэля и Тициана до малоизвестных авторов.

Охватить целиком и систематизировать этот материал непросто. В книге «Итальянский ренессансный алтарь» выдающийся исследователь Дэвид Эксерджян использует собственную стратегию, справедливо именуя свою работу первым полным обзором заявленной темы. Объемный 400-страничный том хронологически охватывает период с начала XIV по конец XVI века, а географически — пространство от Пьемонта и Фриули до Сицилии.

Этот обширный материал организован, по сути, в тематическом порядке, что отражено в подзаголовке книги — «Между иконой и повествованием». Ранние алтарные картины обычно включали в себя статичные фигуры святых, нередко расположенные в отдельных частях полиптиха, тогда как в XVI веке единые живописные поверхности давали гораздо больше возможностей для сюжетных изображений. Тем не менее Эксерджян считает, что термины «икона» и «нарратив» тут вовсе не антиподы, на что указывает хотя бы само расположение картины над алтарем, местом торжества священной евхаристии и молитвенного созерцания тайн христианской веры. Даже статичное изображение святого все равно вызывало в памяти обстоятельства и смысл его жизни.

Во вступительной статье приведены два красноречивых примера соединения иконы с повествованием: первый — картина «Пресвятая Дева с Младенцем и святыми Франциском и Георгием» (1532) художника из Равенны Луки Лонги, второй — «Мадонна Святого Иеронима» Корреджо, датируемая четырьмя годами ранее. В обоих случаях сюжет один и тот же — так называемое Sacra Conversazione, «святое собеседование»; в центре композиции — Дева Мария и младенец Христос в окружении анахронических святых.

При этом картина Корреджо куда более сложная: художник нашел новые способы представления атрибутов святых со ссылками на обстоятельства их жизни, композиция оживлена легкой асимметрией и волнистыми формами изображаемого движения. Работа же Лонги выглядит не только более напыщенной, но и слегка абсурдной — с Георгием, убивающим дракона в архитектурном интерьере, и бесстрастным коленопреклоненным донатором на переднем плане. Но современников автора, особенно провинциалов, эта картина, вероятно, впечатляла ничуть не меньше, чем произведение Корреджо.

Дэвид Эксерджян обладает поистине энциклопедическими знаниями о самых окольных путях и методах развития алтарной живописи в описываемый им период. Параллельно он исследует творческое напряжение, возникавшее между иконой и изобразительным повествованием, а также находит возможности обсудить другие аспекты алтарной живописи эпохи Возрождения. При этом пишет Эксерджян увлекательно, преподнося свои обширные знания с легкостью и непринужденностью. Книга содержит 250 иллюстраций, она прекрасно оформлена в лучших традициях Йельского университета.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+