18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музеях Кремля открылась выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе»

№94
Материал из газеты

Новый проект собрал высокохудожественные свидетельства русско-французской дружбы, в том числе Реймсское Евангелие и портреты Виже-Лебрен

Выставка, организованная в перекрестный год межрегионального сотрудничества России и Франции, начало отношений между нашими странами решила датировать браком княжны Анны Ярославны с королем Генрихом I — не совсем точно, зато кругло и красиво. Экспонатом, посвященным этому династическому браку, грамотой 1063 года, проект и открывается. Показывают и другие средневековые документы, в том числе с автографами Анны, королевы Франции. Более того, привезли и легендарное Реймсское Евангелие XI века. «Легендарное» — прилагательное тут очень удачное: уже опровергнуты предания и о том, что на нем присягали французские короли, и о том, что оно привезено в страну Анной в качестве приданого (на самом деле его купили в Стамбуле в XVI веке). Но то, что треть его написана кириллицей на церковнославянском языке, — несомненный факт. Есть на выставке и предметы, иллюстрирующие долгую историю взаимоотношений Российской империи и французского королевства. Например, экспонаты, рассказывающие о второй поездке Петра Великого в Европу в 1716–1717 годах.

Кстати, сангина художника Демаре «Петр I и Людовик XV в Париже 11 мая 1717 года», изображающая встречу императора с малолетним королем, — двойной памятник международным отношениям. Дело в том, что ее подарил Советскому Союзу во время дипломатического визита в 1944 году Шарль де Голль.

Выставка также рассказывает о путешествии четы графов Северных, великого князя Павла Петровича с супругой, по Европе (разумеется, и по Франции). Великая Французская революция показана через призму нашедшей приют при русском дворе беглянки — любимой портретистки Марии-Антуанетты, художницы Элизабет Виже-Лебрен. Кроме ее картин нам демонстрируют и связанные с ней мемориальные предметы.

Нельзя обойтись и без любви-ненависти в эпоху Наполеона и Александра I. Среди экспонатов — подаренный первым второму по случаю заключения Тильзитского мира севрский Олимпийский сервиз и роскошное оружие, преподнесенное благодарными парижанами русскому генерал-губернатору Парижа Фабиану Остен-Сакену (за то, что казаки не очень буйствовали).

Некоторые предметы на этой выставке публично демонстрируются впервые. Например, ружье с золоченой фигуркой дельфина, изготовленное в честь рождения будущего Людовика XIV, молитвенник французской королевы Марии Лещинской и другие мемориальные, пусть и осыпанные бриллиантами, предметы. Хотя воздействие французской живописи на развитие нашей культуры было велико, кураторы выставки решили сосредоточиться на портретном жанре. Ради этого из ГМИИ, Эрмитажа, Павловска и других музеев собрали лики россиян, прибегавших к французской кисти ради своего увековечивания.

Это не только императоры с императрицами, но и русские посланники в Париже, а также наши путешественники, галломаны и просто аристократы, которые предпочитали именно французов, поскольку они были самыми модными и искусными.

Вклад французских мастеров в развитие русской культуры огромен: мы не только у них портретировались, но и в огромных количествах ввозили предметы роскоши и книги. Образцы этого товарооборота на выставке тоже представлены — это гобелены, ткани, кружева, табакерки, трости, посуда, оружие и так далее.

Свои сокровища, помимо ведущих российских музеев и архивов, предоставили Версаль и Трианон, Мальмезон и Буа-Прео, Национальная библиотека Франции и Муниципальная библиотека Реймса, а также Музей Виктории и Альберта.

Музеи Московского Кремля
«Франция и Россия. Десять веков вместе»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
5
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+