18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Почти феминистки, но всё еще музы

Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ затрагивает вопросы женской эмансипации и творческой самореализации, но не пытается оспаривать традиционную роль женщины — музы и верной соратницы

Кураторская команда Пушкинского музея — первый заместитель директора Мария Салина, куратор коллекции нового французского искусства Алексей Петухов, хранитель музейной коллекции скульптуры XIX–XX веков Наталья Кортунова совместно с французскими искусствоведами Сильви Бюиссон и Ириной Лебель — в «Музах Монпарнаса» решила напомнить, с чего начиналась женская эмансипация в искусстве и как она стала возможной.

Выставка включает более 50 произведений живописи и графики, около двух десятков скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства, а также архивные фотографии, письма и альбомы межвоенного двадцатилетия ХХ века. Она знакомит с художницами парижского района Монпарнас, в том числе с «амазонками русского авангарда» — кубистическими экспериментами Любови Поповой, Александры Экстер, уникальными студенческими рисунками Надежды Удальцовой. Экспозиция завершается утверждением сюрреализма на европейской художественной сцене 1920–­1930-х годов — нуарными фотографиями француженки Клод Каон и соблазнительными образами Кики с Монпарнаса, созданными Ман Рэем. Большинство произведений предоставлены частными коллекционерами России, Европы и США, а также привезены из собраний Музея современного искусства города Париж, Лионского музея изящных искусств и Музея Камиллы Клодель и выставляются в Москве впервые.

Бывший директор Музея Монпарнаса, куратор Сильви Бюиссон во вступительной статье каталога отмечает, что в начале ХХ века на десять профессиональных художников приходилась всего одна художница. Поэтому большое место в экспозиции отведено вопросам художественного образования и доступу к нему девушек. Парижские академии — Ла Палетт, Филиппо Коларосси и де ла Гранд-Шомьер — представлены в качестве островков свободы для творческой самореализации начинающих художниц. Ученическим годам Камиллы Клодель, Анны Голубкиной и Веры Мухиной посвящен второй зал, с их скульптурными работами и эскизами.

Графика и скульптура французской художницы еврейского происхождения Ханы Орловой занимают значительную часть зала. Ее цементный бюст художника Александра Яковлева перекликается с его портретом сангиной художницы с сыном. Кураторы подчеркивают революционный настрой и независимость представленных авторов, освоивших традиционно мужские области художественного производства.

Следующий зал экспозиции посвящен женской солидарности в искусстве — Салону женщин-художников, с громкими именами эмансипированных парижанок Жаклин Марваль и Тамары Лемпицкой. Произведениям в стиле кубизм, коллажам и куклам русско-французской художницы Марии Васильевой отведен еще один зал.

Лейтмотивом выставки стали трагические взаимоотношения «гения и музы», раскрывающиеся на примере творчества Камиллы Клодель и Огюста Родена. Соня Делоне, несмотря на прославленного мужа, представлена в качестве самостоятельного автора — дизайнера-авангардиста и модельера. Здесь можно познакомиться с ее эскизами костюмов к балету «Клеопатра» и дизайнерскими предметами одежды 1910–1930-х годов.

Даже несмотря на монографические залы Марии Васильевой и Сони Делоне, женщина-художник все равно продолжает играть отведенную ей роль музы, на что указывает само название экспозиции. Выставка, с одной стороны, затрагивает вопросы женской эмансипации и творческой самореализации, но с другой — не пытается оспаривать традиционную роль женщины — музы и верной соратницы.  

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков, ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Музы Монпарнаса»
До 3 октября

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+