Музей архитектуры приглашает в реставрационные мастерские

Константин Терский. Проект здания Городской думы в Москве. Главный фасад. 1886 г. Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Константин Терский. Проект здания Городской думы в Москве. Главный фасад. 1886 г.
Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева проводит выставку, посвященную профессии реставратора и истории своих реставрационных мастерских

Мастерские при Музее архитектуры им. А.В.Щусева работают уже 75 лет, и весь этот период прослежен в нынешней экспозиции. «Выставка насыщена дополнительной информацией, пояснениями и комментариями, — говорит Мария Костюк, сокуратор проекта. — Зритель сможет выбирать: ограничиться просмотром изображения экспоната до реставрации или прочитать комментарии по истории предмета и методиках работы с ним». Второй куратор, Наталья Шашкова, добавляет: «Эта выставка — личное высказывание сотрудников музея. Мы дали возможность коллегам — хранителям и реставраторам — не только поучаствовать в отборе материала, но и рассказать об экспонатах, которые им наиболее интересны с профессиональной точки зрения». Скрупулезная работа с музейными архивами позволила реконструировать историю мастерских. Например, будут представлены уникальные кадры фотохроники, запечатлевшие реставрацию модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова в 1930-е годы. Многие сложные для показа экспонаты демонстрируются публике впервые.

Сейчас в музее две команды реставраторов: четверо работают с графикой, редкой книгой и фотоматериалами и еще шесть человек заняты в отделе трехмерных объектов.

За год через их руки проходит около 200 произведений. У каждого специалиста собственное направление, это вызвано разнообразием структуры фондов архитектурного музея. Помимо графики и декоративно-прикладного искусства (мебель, предметы из керамики и металла), музей хранит макеты и модели, образцы стройматериалов (изразцы, кирпич, гипсовые панно), книги и фотоматериалы. И к каждому нужен свой подход.

Константин Тон (мастерская). Конструкция купола храма Христа Спасителя. Модель. 1847-1850 гг. Реставрация 2011 г. Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Константин Тон (мастерская). Конструкция купола храма Христа Спасителя. Модель. 1847-1850 гг. Реставрация 2011 г.
Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Проектные материалы архитекторов впечатляют не только художественными достоинствами, но и масштабом. Архитектурные рисунки и проекты бывают громадного размера. Например, проект Дворца Советов Бориса Иофана имеет размер 213 на 266 см, а в руки реставраторов он попал в виде скрученных в рулон фрагментов. Более 3 м в длину проект императорской резиденции в Царицыне, исполненный Василием Баженовым на семи листах и склеенный воедино. Работа с крупноформатной графикой — всегда настоящий вызов для специалистов.

Впечатляющий пример воссоздания произведения буквально из руин — графический проект павильона станции метро «Дворец Советов» («Кропоткинская») 1934 года. Калька с рисунком была наклеена мучным клеем на фанеру, которая со временем деформировалась, потрескалась и порвала тонкую бумагу. Кусочки кальки пришлось аккуратно отделить от основы, потом заново соединить их и зафиксировать на подложке из эстампной бумаги.

Борис Иофан. Дворец Советов. Утвержденный проект. Перспектива. Реставрация 2008 г. Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Борис Иофан. Дворец Советов. Утвержденный проект. Перспектива. Реставрация 2008 г.
Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева

В практике архитектурного проектирования прежних эпох широко использовались модели, особенно если речь шла о крупных городских и дворцовых сооружениях. Во времена, когда не существовало технологий 3D-моделирования, таким способом создавался зримый образ будущего строения для презентации заказчику. «В нашем музее много проектных моделей, изготовленных в мастерских архитекторов до реализации проекта, — говорит Мария Костюк. — Это очень ценный материал с точки зрения истории архитектуры. Проектные модели XVIII столетия очень большие, они хранятся в разобранном виде. Для выставки мы собрали отреставрированную семь лет назад авторскую модель Казанского собора, выполненную в мастерской Андрея Воронихина; молодые сотрудники музея никогда не видели ее целиком». Модели советской эпохи представляют для реставраторов сложность иного рода: выполненные из пластика и проволоки, они расклеиваются по швам и могут расколоться на фрагменты. Примером работы с такими повреждениями служит модель павильона «Радиоэлектроника» 1959 года с ВДНХ в Москве.

Объемные воспроизведения памятников архитектуры, созданные после их постройки, называются макетами. Например, уменьшенная копия храма Посейдона в Пестуме, изготовленная из коры пробкового дуба. Этот предмет, хранящийся сейчас в музее, был приобретен по заказу Екатерины II для ее внука, будущего императора Александра I и служил одновременно игрушкой и дидактическим материалом. Автором его, вероятнее всего, является итальянец Антонио Кики — самый яркий и известный среди мастеров, выполнявших такие изделия. Предмет был в удручающем состоянии — со сколами и утратами, но недавняя реставрация вернула ему экспозиционный вид.

Антонио Кики. Макет храма Посейдона в Пестуме. 1774–1778. Реставрация 2017 г. Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Антонио Кики. Макет храма Посейдона в Пестуме. 1774–1778. Реставрация 2017 г.
Фото: Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Фонд фотоматериалов составляет более половины собрания музея и хранит изображения памятников архитектуры разных эпох и регионов. Сегодня эта фотоколлекция, одна из крупнейших в стране, насчитывает более 600 тыс. единиц: это фотоотпечатки, негативы, стереопары, диапозитивы. «Реставрация фотоотпечатков на бумажной основе близка по методологии к работе с произведениями графики, нужно только принимать во внимание особенности поведения фотослоя, — рассказывает Наталья Шашкова. — Реставрация негативов иногда похожа на волшебство: путем химической обработки удается восстановить изображение, казалось бы полностью отсутствующее».

В инсталляции, предваряющей выставку, зрители увидят, как выглядят рабочие места реставраторов, познакомятся с материалами и инструментами, которые они используют. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Профессия — реставратор. Мастерские Музея архитектуры им. Щусева»
До 5 декабря

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+