18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Хрупкое и смелое: современные художники выразили себя в муранском стекле

№94
Материал из газеты

Glasstress отражает многогранность современного художественного мышления, объединенного стеклом

У этой выставки длинная, но важная предыстория. В 2009 году венецианская Cтудия Беренго придумала проект Glasstress. Переведем вольно: «Разговаривая на языке стекла». За это время более 300 живописцев, дизайнеров, архитекторов со всего мира при помощи стеклодувов, работающих в знаменитых мастерских на острове Мурано, воплотили свои образы в стекле. Более десяти лет проект является постоянным спутником Венецианской биеннале, а также проводит выставки в разных частях света. Идея проста: с помощью арт-авторитетов убедить широкую публику, что стекло — это не только посуда, люстры и безделушки, которыми наполнены сувенирные магазинчики на том же Мурано, это материал для разговора о более интересных и важных вещах.

В 2015 году в проект серьезно зашел Государственный Эрмитаж. В палаццо Кавалли — Франкетти состоялась выставка Glasstress 2015 Gotika, организованная музеем совместно со Студией Беренго в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале, а куратором выступил Дмитрий Озерков, главный по современному искусству в Эрмитаже. Из Петербурга тогда приехали доспехи, предметы для средневековых богослужений, утварь, выполненные в стиле готики и неоготики. С ними в диалог вступили стеклянные объекты, придуманные Ильей и Эмилией Кабаковыми («Арка жизни»), Джеком и Диносом Чепменами («То же самое, но в стекле»), Хансом Оп де Беком («Замороженный натюрморт Vanitas»). Тогда всем запомнился «Стеклянный Большой Брат» китайца Сун Дуна в виде громадной венецианской люстры, из которой торчат во все стороны камеры наблюдения.

Пришла пора масштабно показать проект в России, заняв под него десяток залов Главного штаба и представив 51 художника. «Глобально нам было интересно показать сам проект Glasstress эрмитажному зрителю, который привык воспринимать стекло, скорее, лишь как наследие декоративно-прикладного искусства, — говорит сокуратор выставки Елисей Захаренков. — Так родилась концепция нового открытия стекла как „окна в Европу“, но, учитывая, что проект Glasstress объединяет в себе художников со всего света, получилось уже „окно в мир“, в будущее, которое наступает для стекла в мастерских на острове Мурано, взгляд на то, как традиционные технологии создают новое искусство».

Работа классика концептуализма Джозефа Кошута «Любой двухметровый квадратный лист стекла, опирающийся на любую стену» придумана еще в 1965 году, здесь — версия 2009 года. Еще из классиков-классиков показаны «Сжатие» Сезара и «Вечный эмигрант» Ильи и Эмилии Кабаковых. Новыми работами представлен Тони Крэгг. В своем репертуаре Ян Фабр — «Испражняющиеся голуби мира и летающие крысы».

Из «Готики» переехали поедаемые червями разно­цветные черепа Чепменов и люстра Сун Дуна. На сей раз ироничен Жауме Пленса. Его «Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле» представляет триптих из трех девушек, последовательно закрывающих глаза, уши и рот. Две стеклянные руки в объекте Моники Бонвичини «В моих руках» пытаются переломить стеклянный трос. Пока не удается. Так же, как не падает с металлической подставки стеклянный куб в работе Джимми Дарема «А если небу суждено упасть?». Пока не падает. 

Государственный Эрмитаж, Главный штаб
«Glasstress. Окно в будущее»
До 31 октября

Материалы по теме:
Русские проекты в Венеции
Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+